СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС: Особый статус театра – особая ответственность • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС: Особый статус театра – особая ответственность

Сергей Пускепалис:
Возможно ли увидеть меня в качестве актера на сцене Волковского театра, если кто-то из режиссеров предложит интересную роль? Нет! Я киноактер. На съемках нет зрителей. А когда есть зрители, у меня начинается страшный зажим, сразу возникает масса претензий к себе… Были попытки использовать меня в качестве театрального артиста – они увенчались полным провалом и моим предынфарктным состоянием. Больше не желаю себе такого!

Новый статус и худсовет
– Начало юбилейного сезона ознаменовано подписанием Президентом России Владимиром Путиным 16 сентября указа о присвоении театру имени Ф.Г. Волкова статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации. Это должно обеспечить новые правовые, финансовые и материальные условия деятельности Первого русского. На нас это налагает особую ответственность и перед ярославскими зрителями, и перед гостями, которые приезжают в наш город и приходят в Волковский театр. С другой стороны, мы надеемся, что Министерство культуры будет формировать бюджет с учетом нового статуса театра. У нас есть планы, есть что предложить, есть насущные проблемы – в частности, планы реконструкции театра и создания еще одной сцены.
С этого года в театре начинает работу художественный совет. Он включает и представителей администрации, и актеров труппы. Задача худсовета – давать постоянную обратную связь: чем живет коллектив, чем живут все цеха, все подразделения, что и кого беспокоит. Как в любой семье, в театре возникают проблемы, недопонимание. Художественный руководитель должен быть в курсе всего, чтобы максимально оперативно реагировать на те или иные вопросы, конфликты, проблемы.
Проект «Открытый театр»

– С 8 октября в Волковском стартует проект «Открытый театр». В театральном фойе первого этажа будут проходить открытые репетиции произведений Шекспира. Здесь с понедельника по субботу с 12 до 15 часов публика, пришедшая в театр за билетами, увидит распахнутые двери в фойе. Люди смогут зайти и понаблюдать за творческим процессом – по сути, заглянуть в закулисье театра. Артисты будут сами выбирать фрагмент из пьесы Шекспира для репетиции, и каждый раз зрителей ждет абсолютная импровизация! Видео происходящего мы будем транслировать на экранах, размещенных на здании театра. Таким образом мы хотим привлечь еще больше зрителей в наш театр. С другой стороны, режиссеры, которые планируют ставить спектакли у нас, смогут увидеть, как работают актеры. Так что это еще и возможность для артистов – проявить себя. Просмотр репетиций для зрителей будет бесплатным.

А еще все желающие смогут купить билет на театрализованную экскурсию под названием «Мифы и легенды Волковского театра». Это тоже будет своеобразный спектакль, поскольку в роли экскурсоводов выступят наши актеры. Мы хотим, чтобы гости знакомились с театром и влюблялись в него, влюблялись в то, что здесь было до нас, и в то, что происходит сейчас.

Афиша сезона 2019-2020
– Первой премьерой юбилейного сезона на большой сцене станет спектакль итальянского режиссера Паоло Ланди «Дом сумасшедших» по пьесе Э.Скарпетте. В начале декабря на камерной сцене Хуго Эрикссен, выпускник мастерской Римаса Туминаса, представит замечательную, очень глубокую пьесу Юджина О’Нила «Долгое путешествие в ночь». Следующая премьера – новогодняя сказка для детей «Город застывшего времени» в постановке Сергея Стёпина, где юные зрители совершат путешествие в прошлое, узнают о традициях празднования Нового года после официального возвращения праздника в календарь.
Весной на камерной сцене мы увидим работу Владимира Смирнова, выпускника мастерской Сергея Женовача, «Скрипка и немного нервно». А на основной сцене Егор Дружинин представит мюзикл «Еврейское счастье» по мотивам произведений Шолом-Алейхема. Попробуем сделать этот хороший, душевный спектакль.
К 9 Мая театр подготовит постановку к 75-летию Победы, в том числе мы планируем организовать мероприятие для участников акции «Бессмертный полк». Сейчас продумываем эту идею – хочется, чтобы люди после шествия могли зайти в театр и провести здесь какое-то время, еще раз вспомнить родных, поговорить…
А в июне, под конец сезона, ваш покорный слуга представит спектакль – его название пока в работе – по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата». Этой постановкой мы закроем наш юбилейный сезон. Торжества по случаю 270-летия театр устроит в свой день рождения — 29 июня 2020 года.
В репертуаре 2019-2020 также запланированы бенефисы артистов, которые много лет проработали в театре и завоевали любовь зрителей. Этот проект стартует 11 октября с бенефиса народного артиста России Валерия Кириллова, встреча станет путешествием в личное закулисье Валерия Юрьевича: его детство, его мечты, его сегодняшний день. Продолжат череду творческих вечеров Татьяна Исаева, Татьяна Иванова, Вадим Асташин и другие актеры.

Что будет с теми спектаклями, где в главных ролях были заняты артисты, ушедшие из труппы следом за предыдущим художественным руководителем Евгением Марчелли, – мы сейчас обдумываем. Главный вопрос: насколько сложно будет ввести новых актеров? Есть спектакли, поставленные на конкретных артистов, и их замена – это не просто потеря качества, это потеря смысла и содержания. Поэтому спектакли, где равноценная замена невозможна, из репертуара уйдут.
Фестивали: настоящее и будущее
– В этом году Волковский фестиваль пройдет в 20-й раз. Его программа особенная – многие спектакли направлены на личный разговор театра со зрителем. Наш театр на этом фестивале представит очень необычный проект – спектакль-путешествие для одного зрителя «Орфей не придёт». Это перформанс режиссера Олега Христолюбского и драматурга Стаса Маклакова. Все тексты созданы специально для Ярославля, и зритель – участник этого действа — сможет по-новому посмотреть на свой город.
Программа фестиваля готовилась заранее, мое участие минимально. А в следующем году мы планируем переформатировать Волковский фестиваль – вернуться к идее «Русская драматургия на языках мира». В программу будем отбирать постановки, в основе которых лежит русская литература. Таким образом, в рамках Волковского фестиваля мы сможем представить взгляд зарубежных театров на нашу драматургию и, возможно, увидеть что-то новое в тех текстах, которые воспринимаем привычно.
Фестиваль «Будущее театральной России», на котором дипломные работы представляют студенты из ведущих театральных вузов нашей страны, в этом театральном сезоне мы планируем расширить. Хотим, чтобы фестиваль был не просто театральным праздником, но и площадкой, где молодые актеры и режиссеры могли бы находить работу. Для знакомства с выпускниками на фестиваль приглашаются художественные руководители, главные режиссеры, директора многих российских театров. Мы хотим создать на фестивале своеобразную биржу труда, чтобы помочь молодым ребятам реализовать себя в профессии.

Культурный норматив школьника
– Ярославская область стала одним из пилотных регионов, где внедрят культурный норматив школьника. В театре мы планируем организовать площадку под названием «Образовательный центр Первого русского». Проект будет включать не просто просмотр спектаклей школьниками, но и разбор, обсуждение. Мы хотим включить в этот проект и видеопоказы лучших спектаклей других театров с их последующим обсуждением. Сейчас готовим необходимую документацию. В перспективе наши разработки могут войти в методические рекомендации для других регионов.
О начале спектаклей и работе буфета
– С ноября все вечерние спектакли будут начинаться в 19:00 – как в будни, так и в выходные. А буфет в театре будет работать не только до конца антракта, а весь вечер, в том числе и после окончания спектакля. Мы хотим, чтобы зрители, которых переполняют эмоции, смогли обсудить увиденное, поделиться впечатлениями друг с другом – непосредственно в самом театре. Данный проект мы назвали «У Федора Григорьевича».

Только факты
Сергей Пускепалис, заслуженный артист России, ученик Петра Фоменко, свою жизнь делит между двумя профессиями – актера и режиссера. Окончил Саратовское театральное училище и 10 лет проработал в Саратовском ТЮЗе. Увлекшись режиссурой, в 2001 году окончил РАТИ, курс Петра Фоменко. Еще студентом собрал собственную труппу – театр «Понедельник» в Самаре, где поставил несколько спектаклей. После выпуска как режиссер ставил спектакли в московских театрах «Мастерская Петра Фоменко» и Театре-студии под руководством Олега Табакова, в омском «Пятом театре». С 2003 по 2007 годы работал главным режиссером Магнитогорского театра драмы им. А.С. Пушкина.
Как киноактер дебютировал в 2003 году в фильме Алексея Учителя «Прогулка». А в 2006-м сыграл главную роль в фильме Алексея Попогребского «Простые вещи» – за эту работу был удостоен призами за лучшую мужскую роль на «Кинотавре» и международном кинофестивале в Карловых Варах, стал победителем в номинации «Открытие года» на фестивале «Ника». Как актер удостоен множества других наград, в том числе приза «Серебряный медведь» на МКФ «Берлинале-2010», приза Ассоциации продюсеров кино и телевидения России, премии «Золотой орёл».
В 2015 году снял фильм «Клинч», который получил приз за лучшую режиссерскую работу на фестивале «Амурская осень», а также приз за лучший дебют и приз прессы на кинофестивале «Виват кино России!».
С 2009 по 2011 годы Сергей Пускепалис работал главным режиссером Волковского театра, где поставил спектакли «С любимыми не расставайтесь», «Три сестры», «Бедный миллионер». С декабря 2018 занимал должность заместителя художественного руководителя МХАТ имени М. Горького по творческой работе. В августе 2019 года по решению конкурсной комиссии Министерства культуры РФ назначен художественным руководителем театра имени Федора Волкова.