Церковь Исидора на валах • elitniy.ru

Церковь Исидора на валах

Церковь Вознесения – часто ее называют церковью Исидора на валах – одна из древнейших в Ростове Великом. Храм почти не привлекает к себе внимания путешественников: слишком скромно выглядит он сегодня. Между тем, живописный вид и фрески этой церкви приезжал снимать один из самых известных фотографов дореволюционной России С.М. Прокудин-Горский. Изначальный облик храма теперь можно оценить лишь по его фотоснимкам. Но и сегодня церковь вызывает интерес искусствоведов и историков, а также паломников, в том числе из-за рубежа.

Официальное название: церковь Вознесения Господня над гробом святого блаженного Исидора Чудотворца.
География: город Ростов Ярославской области.
Хронология: церковь построена в XVI веке, стенопись выполнена в начале XVIII века.
Состояние: с многочисленными утратами церковь и некоторые росписи сохранились.
Адрес: г. Ростов Великий, ул. К.Маркса, 25а. Сайт: http://isidor.pro

Из «латинской» веры в православную
Церковь Вознесения расположена в центре города, в нескольких минутах ходьбы от Ростовского кремля. Вокруг храма находятся валы, видимо, оборонительного характера, так что название церковь Исидора на валах – не просто фигура речи.
Блаженный Исидор Твердислов, почитаемый на Руси и сегодня, был родом вовсе не из здешних мест. Согласно житию, он родился в XV веке в окрестностях немецкого города Бранденбурга, в богатой семье католического вероисповедания. Разочаровавшись в «латинской вере», Исидор решил перейти в православие. Избрав для себя подвиг юродства, в лохмотьях, с посохом в руке, он отправился в странствие. Своим видом всюду вызывал насмешки и издевательства, порой был даже избит, но смиренно переносил все это, побеждая таким образом свою гордость.
Пешком он дошел до Ростова, где принял православие. Все так же одетый в рубище, он ходил по городу, сносил обиды и оскорбления, а ночью молился в хижине, которую сам соорудил из хвороста. Поскольку он говорил по-русски с акцентом, местные жители дали ему прозвище Твердислов. По сути, этот немец стал первым юродивым на Руси.
Житие сообщает о совершенных им многочисленных чудесах: кого-то он спас от гибели, кого-то волшебным образом проучил, кому-то предсказал будущее. Пророчества юродивого всегда сбывались, поэтому прозвище Твердислов со временем приобрело совсем иное значение: твердость, верность своему слову.
Скончался Исидор в 1474 году. «Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивительным благоуханием, внезапно разлившимся по всему городу и исходившим от его хижины», – так рассказывает об уходе житие этого святого. Похоронен Исидор был непосредственно на том месте, где стояла его хижина. Почти сразу над могилой был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня, так как день погребения Исидора, 18 мая, приходился в 1474 году именно на этот праздник. Спустя почти 100 лет деревянную церковь заменили на каменную, под ее стенами мощи блаженного находятся до сих пор. Согласно житию, над мощами неоднократно происходили чудесные исцеления, и поэтому в народе широко распространилось почитание блаженного Исидора. Память святого празднуется 27 мая.

По велению Ивана Грозного
По-особому чтил память святого Исидора царь Иван Грозный, считая его одним из великих чудотворцев: в частности, Исидору приписывалось чудесное вмешательство в освобождение в 1563 году города Полоцка от польских войск. И в 1565 году по приказу Ивана Грозного на средства из государевой казны на месте деревянной Вознесенской церкви в Ростове Великом было начато строительство каменной.

Каменный храм построили очень быстро – за 3 года. Здание выполнено в традициях московских посадских храмов первой половины XVI века. Церковь Вознесения – в числе последних сооружений, созданных в этом стиле. На одной из ее настенных плит была сделана надпись: «Лета 1565 державою и повелением царя <…> Иоанна Васильевича <…> его царскою казною поставлена церковь сия <…> а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». В русском зодчестве это один из тех редких случаев, когда указывалось имя архитектора – об авторстве большинства церквей XVI и даже XVII века никаких сведений не сохранилось.

Андрей Малой – известный зодчий, государев мастер, много работавший в Москве. К моменту возведения Вознесенской церкви им на Ростовской земле уже был выстроен Богоявленский собор Авраамиева монастыря (1555 год) – один из первых храмов нового асимметричного, многокупольного типа.

Возведенная мастером церковь Вознесения является интересной репликой московских посадских храмов – со свободным внутренним пространством, без столбов, перекрытым крестчатым сводом. Крестчатый свод – русское изобретение, его конструкция строится на том, что 4 цилиндрических свода разрезают сомкнутый свод в направлении с севера на юг и с востока на запад. На их пересечении ставится световой барабан с главой. Благодаря такому своду план помещения приобретает почти квадратный вид.
Храм, по существу, очень скромен, но выглядит при этом довольно монументально. Ощущение величия создается и за счет глав, которые пропорционально меньше, чем широкие арки, завершающие каждый фасад, и за счет трехлопастного очертания каждой стены, что придает всему сооружению эффект устремленности вверх, усиленный крупным барабаном с куполом и крестом.

Внутренний вид Вознесенской церкви по-своему повторяет это движение ввысь – специально устроенное освещение верхней части храма задает всему пространству вертикальную доминанту, которая поддержана глухой стеной иконостаса и внутренними сводами, имеющими своеобразный, почти готический профиль.
Вся постройка выполнена на очень высоком уровне; Андрея Малого, безусловно, можно считать ведущим зодчим своего времени.

В 1572 году для иконостаса церкви были сделаны уникальные царские врата. Они выполнены в совершенно оригинальной форме – такой не встречалось ни до их создания, ни после. Заказчиком врат исследователи считают Ивана Грозного, а исполнителем – ростовских резчиков. Царские врата состояли из резных иконок, украшенных многолепестковыми килевидными арками. Иконки оплетала плоская ажурная орнаментальная резьба. Судя по ее мотивам, резчик был хорошо знаком с восточными орнаментами. По обилию пластических изображений – здесь было помещено 20 праздников и страстей – врата напоминали скорее чеканку драгоценного металла, чем резьбу по дереву. Обилие сюжетов не нарушало общей композиции. Рельефы, выдержанные в едином художественном стиле, на уровне сюжета объединялись изображениями событий из жизни Христа.
…Свой изначальный облик Вознесенская церковь не сохранила, ее начали переделывать и перестраивать уже в XVII веке.

В результате древние формы оказались в значительной мере стертыми. Так, в XVII веке к храму пристроили трапезную, тогда же была сооружена и шатровая колокольня. В XVIII веке разобрали древнюю шлемовидную главку церкви и взамен построили огромную главу с перехватом у основания. В 1786 году к храму пристроили теплый зимний придел во имя святого Исидора. В начале XIX века была пристроена западная паперть и сделана серебряная гробница блаженного Исидора, а вместо прежней шатровой колокольни выстроена новая, в классицистических формах – на ней по последней описи располагалось 8 колоколов. Со значительными утратами многие из построек сохранились до наших дней.
В 1836 году для проживания церковнослужителей рядом с храмом был возведен двухэтажный каменный дом, а в 1838-м – одноэтажный каменный флигель для причетников. В 1845 году при входе во внешний двор церкви поставили каменные ворота с двумя калитками. До нашего времени ни одна из этих построек не сохранилась – все перечисленное можно увидеть только на дореволюционных снимках.

В ростовских традициях
Стены Вознесенской церкви до 1720-х годов оставались белыми, что дополнительно подчеркивало необычность ее интерьера. Очевидно, одновременно с росписью храма в 1720-е годы ее прежний деревянный иконостас демонтировали и заменили так называемым каменным, выполненным в технике настенной живописи. С небольшими утратами он дошел до наших дней.

Стенопись церкви была выполнена братьями Иконниковыми. Роспись поражает неисчерпаемой фантазией художников. Их не смущали никакие трудности – ни многолюдность создаваемых композиций, ни сложные ракурсы изображаемых фигур. В манере письма ярко прослеживается стиль барокко с его любовью к движению, к клубящимся складкам, к подчеркнутым поворотам человеческого тела и сложным архитектурным композициям. Искусствоведы отмечают, что в этих фресках отразились разные живописные традиции, но явно прослеживается преемственность от ростовской школы.

Стенная живопись церкви покрывает все 4 стены и крестчатый свод бесстолпного помещения. На плоскостях свода изображены праздники, среди которых особое звучание получает ряд праздников Пасхального круга. На восточной стене фреской написан высокий иконостас, остальные стены разбиты на 4 яруса.

Три верхних яруса на южной, западной и северной стенах церкви занимает цикл евангельских сюжетов. По подсчетам специалистов в настоящее время здесь можно различить 31 сцену – среди них «Проповедь Иоанна Предтечи о Христе», «Призвание апостолов», «Беседа с самарянкой» и другие. Множество живописных сюжетов повествуют также о чудесах и исцелениях, совершенных Христом. На южной стене в доказательство божественной природы Иисуса изображаются чудеса, проявившие власть Христа над силами и законами природы (как, например, «Укрощение бури» или «Умножение хлебов»), а также над законами Ветхого Завета («Исцеление сухорукого в субботу»).
Росписи нижнего яруса Вознесенской церкви посвящены житию блаженного Исидора. Очень трогательна сцена прощания Исидора с родителями, которая изображена на южной стене: юноша в зелено-голубой шапочке готовится оставить богатый родительский дом и отправиться в странствование. Также в росписях отражены чудеса, совершенные Исидором при жизни.

Много внимания в стенной росписи храма было уделено архитектуре. Среди различных построек, изображенных на фресках, можно было найти и Успенский собор Ростова, еще не искаженный пристройками, и саму Вознесенскую церковь.
В 1873 году все эти замечательные фрески были неумело поновлены масляными красками. Первоначальная роспись проглядывает лишь на тех участках стен, которые раньше были скрыты под иконами.

Новая жизнь храма
Как и большинство церквей, Вознесенская пострадала в советское время. Сначала в ней устроили складские помещения, затем она какое-то время просто стояла заброшенной. А в 1930 году была передана в ведение музея-заповедника «Ростовский кремль».
В 1955-1957 годах церковь была тщательно изучена архитектором-реставратором Л.А. Давидом. Результатом исследования стала возможность придать храму первоначальный облик. Серьезную работу по изучению и реставрации царских врат 1572 года выполнил А.К. Лисицын в 1962-1964 годы: были удалены поздние левкас и грубая позолота, проведено укрепление некоторых частей, частично восстановлена позолота.

В настоящее время врата находятся на хранении в ростовском музее-заповеднике.
В 2000 году храм был возвращен Русской православной церкви. Первым делом здесь было возобновлено богослужение. И сегодня службы совершаются каждую субботу и воскресенье, в великие и двунадесятые праздники.

Церковь была расчищена, в ней заменили пол, вокруг храма установили дренажную систему. На окнах восстановили решетки, их выполнил живущий в Ростове обрусевший француз, великолепный мастер, настолько искусно сделавший свою работу, что, по словам очевидцев, теперь не найти, где XVI век, а где XXI.
Из музейных запасников храму отдали паникадило XVII века, вместо свечей в нем сегодня установлены электрические лампы. Современными иконописцами были созданы новые иконы, выполнены новые царские врата иконостаса. В 2008 году обрела голос звонница – для нее отлили новые колокола.
Из-за сложного материального положения восстановительные работы в Вознесенской церкви идут очень медленно. Особенно нуждаются в реставрации фрески – то немногое из древней истории храма, что еще можно спасти. ■

Материал подготовила: Лора Непочатова | фото: из архива церкви