Основатель «Ярославской Топливной Компании» Александр Смирнов рассказал «Элитному кварталу», как региональной сети АЗС удается конкурировать с федеральными автозаправочными гигантами.
Александр Михайлович, расскажите, как складывалась история «Ярославской Топливной Компании».
Первую автозаправочную станцию мы построили в далеком 2001 году и с этого момента каждый год запускали минимум одну заправку. На сегодняшний день сеть насчитывает 20 станций в Ярославле, Ярославском районе и области. Отдельно отмечу, что в 2009-м мы открыли первую метановую заправку на окружной дороге. Единый бренд ЯТК был создан совсем недавно – в 2011 году. На всех заправках сети единый стиль оформления, программное обеспечение и стандарты обслуживания.
Кто поставляет топливо на ваши заправки?
80% топлива мы получаем от ООО «Газпромнефть» – одного из лидеров отрасли. ЯТК является крупнейшим частным клиентом этой компании в Ярославской области. В ближайшее время наши заправки перейдут на прямое снабжение, т.е. бензовозы «Газпромнефти» будут привозить топливо прямо на заправки нашей сети.
Александр Михайлович, вопрос как человеку, знающему рынок изнутри. Сегодня в Ярославле можно заправиться плохим топливом?
В городе – не реально, в области, если хорошо поискать, можно в дальнем уголке найти станцию с бензином непонятного происхождения. Подавляющее большинство заправок берут бензин у известных и проверенных поставщиков. На своих АЗС мы постоянно берем дополнительные пробы и отправляем в лабораторию. Учитывая строгий контроль качества у поставщика, наши дополнительные проверки, плохая партия топлива не имеет шансов дойти до конечного потребителя «Ярославской Топливной Компании».
Несколько лет назад в город стали активно заходить крупные автозаправочные бренды. Яркие вывески, богатый набор дополнительных услуг, скидки, бонусы, реклама. Понятно, что 20 заправкам ЯТК тяжело конкурировать с гигантами. Как вам это удается?
Конечно, с приходом крупных игроков мы потеряли часть клиентов. Люди едут туда, где все сверкает и притягивает словно магнит. Но автозаправочный бизнес не так прост, если присмотреться. Очень важно месторасположение станции, чтобы водителю было действительно удобно заезжать на нее по пути. Например, самые востребованные наши станции расположены в Брагино на улице Волгоградской, в Лесных полянах, на Московском проспекте, в Воробино на костромском направлении.
Мест, куда буквально «просится» заправка, в городе практически не осталось: все перспективные площадки заняты. Но это не значит, что в наших планах нет новых объектов. К тому же строим мы всегда сами, имеем необходимые кадры, разрешения.
Каково соотношение юридических и физических лиц среди клиентов сети ЯТК?
40% нашего топлива реализуется по безналичному расчету юридическим лицам, остальное – частным клиентам. Я считаю, что это очень хороший показатель того, что организации нам доверяют. Наши топливные карты – не просто инструмент расчета, это решение по оптимизации бизнеса. Организации могут планировать и контролировать потребление топлива, относить на себестоимость расходы по ГСМ и возмещать НДС. Наши топливные карты позволяют заправлять автотранспорт на АЗС ЯТК и партнеров в Ярославле, Ярославской области и в близлежащих областях. При заключении договора каждый клиент может выбрать удобную для него схему расчетов.
Какие возможны схемы расчета, и в чем отличия?
Работа в режиме электронного кошелька – это схема, когда средства клиента хранятся непосредственно на картах в так называемых «кошельках», работающих аналогично банковским картам. При заправке денежные средства с карты списываются по текущим ценам АЗС, на которой происходит операция.
Главная особенность «лимитной схемы» в том, что средства клиента не распределяются по конкретным картам, как в схеме «Электронный кошелек», а хранятся на счете предприятия и постепенно списываются при отпуске топлива на АЗС. На карты устанавливается только сорт топлива и суточный или месячный лимит расхода.
Нашим клиентам доступна круглосуточная горячая линия, электронная карта с адресами АЗС и ценами на топливо в режиме реального времени, а также многое другое. Можно анализировать расходы, отслеживать операции покупок по топливной карте и планировать расход денежных средств на основании оперативных и подробных отчетов, которые мы предоставляем по электронной почте и в личном кабинете на сайте.
Но федеральные автозаправочные сети тоже предлагают карты и различные схемы обслуживания…
Для организаций мы предоставляем отсрочку платежа 14 дней, и в этом сильное конкурентное преимущество «Ярославской Топливной Компании». Также у нас продуманная система скидок. Руководители организаций, сделавшие свой выбор в пользу ЯТК, наверняка взвесили все за и против.
К частным клиентам нужен другой подход?
Качество топлива, выгодное месторасположение и уровень сервиса – основы, которые определяют отношения с любым клиентом. Бонусная программа для частных лиц ЯТК основана на простом принципе: вместе с покупкой топлива на карту покупателя начисляются бонусы, которыми можно расплачиваться в сети ЯТК за топливо и другие товары. Одновременно с накоплением бонусов предоставляется скидка, размер которой зависит от количества накопленных баллов*.
Мы постоянно проводим конкурсы с ценными призами. С одной стороны, ясно, что фортуна вовсе не обязательно выберет именно тебя, но с другой – вы просто заправляете машину. И в качестве благодарности за лояльность к ЯТК можете выиграть квадроцикл или 2 путевки в Испанию.
Многие АЗС продают особенное топливо, повышающее, как обещается нефтяными компаниями, мощность, снижающее токсичность выхлопа и увеличивающее ресурс двигателя. «Ярославская Топливная Компания» предлагает что-то подобное?
На своих заправках мы не предлагаем специальных бензинов с присадками. Думаю, это тот случай, когда стоит присмотреться к результатам лабораторных исследований и самому сделать для себя вывод: заправляться традиционным бензином или улучшенным.
Вы упомянули про метановую заправку. За этим газом будущее?
Запасы нефти не безграничны, метан перспективен. В планах Правительства РФ – перевести половину бюджетного транспорта на метан. Потому что такое топливо на порядок экологичнее и экономичнее. Например, стоимость переоборудования «Газели» оправдывает себя уже через 6 месяцев, и метан начинает приносить прибыль.
Стоимость метана является следствием затрат на его производство. Природный газ извлекается из недр практически без всякой последующей переработки. Это в конечном итоге гарантирует его более низкую стоимость по сравнению с нефтепродуктами и сжиженным углеводородным газом. Метан имеет наиболее высокое значение октанового числа из всех видов углеводородного топлива – от 105 до 120 единиц. Это качество позволяет применять его абсолютно для всех видов двигателей с искровым зажиганием. А долговечность двигателя, работающего на метане, оказывается в 1,4-1,6 раза выше, чем у бензинового.
У вас есть девиз, которому вы следуете в бизнесе?
Мы не ставим цель стать самыми крупными. Главное для нас – быть самыми лучшими и надежными для каждого клиента!
текст: Антон Будилин | фото: Олег Токмаков