Фудшеринг сделает нас добрее • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Фудшеринг сделает нас добрее

Сегодня во многих странах набирает обороты такое движение, как фудшеринг, и в каждом городе появляется все больше фудсейверов, которые помогают ресторанам, кафе, пекарням, супермаркетам избавляться от уже не нужной, но еще пригодной для употребления в пищу еды, и делятся ею с нуждающимися. Появились фудсейверы и в Ярославле.

Как же часто в детстве нам приходилось слышать от родителей: «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» или «Доедай, а то всю силу в тарелке оставишь». Все эти фразы переходили из поколения в поколения и имели определенный смысл. Голодные времена были в каждом столетии, и не только в России. Войны, депрессии, кризисы – все это заставляло людей бережно относиться к продуктам питания: излишки не выбрасывали, их перерабатывали в варенья, соленья и т.д.
Сейчас в развитых странах начался век изобилия, потому все, что не съедено, – выбрасывается. А ведь в мире полно голодающих, для которых такое отношение к еде – это кощунство. Помнится, в детстве мне как- то сказали: «Ты еду выбрасываешь, а кто-то голодает». Эта фраза осела глубоко в моем сознании, и я благополучно пополнила ряды общества «чистых тарелок», съедая все до последней капли.

В 2012 году в Берлине зародилось движение под названием «фудшеринг» («food» – еда, «share» – делиться) по спасению нормальной, вкусной и пригодной для употребления в пищу еды, которую собрались выбрасывать в помойку. Нет, фудшеринг не предполагает употреблять в пищу просроченные продукты. Хотя бывает и такое. Но доля просроченных продуктов не велика – 10-15 процентов. Например, если у сметаны срок годности заканчивается сегодня, то на полках магазина ее уже быть не должно. Однако в действительности не пригодной для употребления в пищу сметана будет примерно через 5-7 дней при оговоренном условии хранения. Для некоторых людей даты на упаковке являются всего лишь условностью, но это уже личная ответственность каждого: отравился – сам виноват.

А ведь есть продукты, у которых со сроком годности все в порядке, но тем не менее их ежедневно выбрасывают тоннами. Именно они являются основой фудшеринга. Первоначально фудшеринг имел экологическую направленность и выступал против чрезмерного потребления земных ресурсов, однако в России движение приобрело благотворительный характер, что, в свою очередь, помогает привлекать новые организации-партнеры, положительно влияет на общество и окружающий мир. Например, столовые ежедневно готовят 1000-1500 порций, и них всегда остается от 3 до 5 процентов непроданной еды, которая впоследствии выбрасывается. Или отели, у которых часть шведского стола остается нетронутой. Вполне понятно, что чаще всего не съеденные на завтрак сосиски попадут в обеденную солянку, а обеденные макароны могут стать запеканкой на ужин. Но все же к вечеру этот круговорот закончится, и от нереализованных продуктов придется избавляться. Похожая система и у супер-маркетов с собственной кухней, где продают салаты и вторые блюда с гарнирами. Либо рестораны с собственной витриной в торговых центрах. В конце рабочего дня полки, где лежали сэндвичи, салаты, пицца, роллы, должны быть освобождены. А еще есть пекарни, магазины с фруктами и овощами, продовольственные выставки и многое другое, где по разным причинам может выбрасываться еда, пригодная для употребления в пищу. Если фудсейверы смогли договориться с владельцами заведений, то еда будет спасена.

Продавать спасенные продукты строго настрого запрещено. Это противоречит основной идее фудшеринга. Все, что съедобно и хорошего качества, нужно съесть или раздать желающим. Порой некоторые организации отдают так много еды, что одному человеку столько не то чтобы не съесть, столько даже не унести. Всегда можно поделиться с друзьями или другими фудсейверами, отдать в качестве благотворительности в многодетные семьи, приюты, фонды помощи и прочие места. В общем-то, все продукты можно отвезти к себе домой и предложить заинтересованным лицам забрать их оттуда. Важно понимать, что работа фудсейвера — это не только внести свое имя в списки проекта и забрать еду. Это намного ответственнее.

Фудсейвером может стать каждый, независимо от своего финансового положения и социального статуса. Для этого нужно зайти на сайт проекта, прочитать огромный перечень правил и пройти основанный на них тест. Только так можно стать частью команды. Когда ряды фудсейверов пополнены, новичок отправляется на свое первое пробное задание под руководством куратора группы или ее опытного участника. Каждая группа обслуживает одну организацию. Выбрать группу можно по своему удобству, заглянув в карту с адресами и расписанием. Например, фруктовая лавка по определенному адресу отдает продукты по вторникам и пятницам в 9 часов утра. Если фудсейвера такое место и время устраивает, он записывается и приходит к назначенному времени. Всегда есть месячный план забора еды. И если эта фруктовая лавка не может за раз удовлетворить всех участников группы, то нужно просто записаться в очередь и прийти в свое время. Либо если продуктов много, то запись может быть на двоих, троих и пятерых человек за один раз. Конечно, можно вступить сразу в несколько групп или в процессе менять группы.

Очень важно, чтобы фудсейвер понимал всю важность и ответственность своих действий. Ведь организаторы проекта очень трепетно относятся к имиджу фудшеринга. Именно поэтому был написан свод правил, нарушение которых влечет за собой исключение из команды. Нельзя опаздывать, невоспитанно себя вести, неопрятно выглядеть и создавать неудобства для окружающих. Также категорически запрещено разглашать информацию об организациях-партнерах, времени вывоза продукции и самостоятельно, без ведома организаторов договариваться о новых сотрудничествах. Такие ограничения позволяют снять риски неорганизованных обращений посторонних граждан за бесплатной едой и испортить представление о фудшеринге.

В России проект лучше всего развивается в Москве и Санкт-Петербурге, где фудсейверы сотрудничают с крупными ресторанами и ритейлерами. И именно для этих городов создан сервер с расписанием и адресами партнеров. Но постепенно проект начинает развиваться и в целом в России. Информация разносится через Интернет, «сарафанное радио» и СМИ.
Так, в 2016 году к популярному во всей Европе движению присоединился Ярославль. Однако магазины и рестораны до сих пор не готовы к такого рода сотрудничеству. Владельцы не понимают, зачем бесплатно отдавать еду, которую они привыкли выбрасывать. Организаторы ярославского движения не отчаялись и создали в социальной сети «ВКонтакте» группу под названием «ФудшерингЯР/Отдам еду и вещи/YarFreeFood», в которой на сегодняшний день состоит более 1700 участников. Там ярославцы делятся годной к употреблению в пищу едой и отдают одежду, мебель, средства гигиены и т.д. Если есть чем поделиться, достаточно просто выложить пост в группе, а кому это потребуется, сами приедут и заберут.

Текст : Зинаида Карпова
фото: Зинаида Карпова