Главное – наладить диалог • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Главное – наладить диалог

5d3_1029

Заместитель генерального директора ГК «ТНС энерго» — управляющий директор ОАО «Ярославская сбытовая компания» Валентин Горобцов рассказал о том, как энергетики переживают кризис и что надо сделать, чтобы тебя понимали потребители.

Валентин Михайлович, по долгу службы мне приходилось достаточно много общаться с известными бизнесменами и политиками в нашем регионе, и я заметила тенденцию, что из бывших военных получаются отличные управленцы и топ-менеджеры. Как вы объясните этот феномен?
Я не думаю, что бывших военных среди топ-менеджеров и управленцев так уж много. Но могу сказать, что служба в Вооруженных силах, безусловно, формирует характер. Дисциплинированность, правильность принятия и обдумывания решений, жесткость в нормах поведения – все это воспитывалось в нас годами. Помню время, когда начал работать на гражданке. Я не мог привыкнуть к неорганизованности многих сотрудников, меня удивляла жесткая привязка к рабочему времени. В 1990-е и 2000-е годы в нашей стране многое менялось, это были сложные времена и для государства, и для людей, на глазах которых уходила целая эпоха. Думаю, военным было легче адаптироваться к этой обстановке.

Говорят, что то, каким будет человек, его личность, формируется в самом детстве. Расскажите о своем детстве. Какое влияние на вас оказали родители?
Мой отец не был профессиональным военным. С 1939 по 1948 год он служил в армии по призыву. Прошел всю войну – от русско-финской до русско-японской кампаний. Мои родители видели все: и годы сталинских репрессий, и Великую Отечественную войну, строили коммунистическое общество. В общем, они жили совсем в другой стране. И на мое детство это тоже наложило отпечаток. Нас совсем по-другому воспитывали, нам приходилось быть самостоятельными и независимыми. Думаю, мне достался характер отца.

5d3_1010

У вас очень интересная биография. Вы были депутатом, работали в администрации Вологды и Правительстве Вологодской области, то есть попробовали себя в роли чиновника. Потом пришли в бизнес, и сейчас являетесь топ-менеджером одной из крупнейших энергетических компаний в России. Какая из этих сфер была вам ближе всего по духу? И какой опыт помогает вам в работе сейчас?
Я считаю, что всему свое время. Я ни о чем не сожалению и о каждом периоде моей трудовой биографии вспоминаю с теплотой. Я работал в ЖКХ в переходную эпоху. Это было сложное время, когда ЖКХ делили и кроили, как хотели. Мне было важно сделать так, чтобы людей не обманули. Я чувствовал свою ответственность. Мне нравилось работа в администрации Вологды и областном правительстве. Думаю, нам удалось сделать много хорошего.

Самое важное, что может создать руководитель, – это настроить коллектив так, чтобы он мог выполнять задачи, на которые ты его нацелил. Если ты построил корабль и он плывет хорошо и паруса не опущены, то это здорово. Работать в любой компании сложно. Особенно сегодня, потому что экономика неустойчива. Но пенять на экономику тоже не стоит, экономику делают люди. Обычно говорят, что экономика первична, а политика вторична. Но в нашей стране все наоборот. Это тоже приходится учитывать. Однако самое главное – надо честно работать. Важно, чтобы население понимало, что и как делает сбытовая компания. Поэтому людям нужны пояснения – через средства массовой информации или личные встречи. Мы много работаем, часто в выходные дни. Я сам провожу проверки, выезжаю на места, общаюсь с людьми. Только так можно решить возникающие проблемы.

Прошел год с тех пор, как вы стали управляющим директором Ярославской сбытовой компании. Какие основные проекты были осуществлены? Что удалось из намеченного? Какие основные результаты вы бы назвали?
Год – это не очень большой срок, чтобы оценить работу руководителя. Думаю, самое главное достижение в том, что, несмотря на кризис, компания твердо стоит на ногах, и наш главный показатель – процент реализации электроэнергии – вырос. Мы не уволили ни одного человека, как это было сделано в других компаниях. У нас стабильная и конкурентоспособная зарплата. Люди стремятся получить работу в ЯСК. В сложный кризисный год мы не потеряли обороты. И сбор денежных средств за отпущенную электроэнергию вырос.
Кроме того, наш приоритет – клиентоориентированность. Это модное слово означает то, что мы стали больше общаться с людьми, с потребителями, ведем консультационную и разъяснительную работу. Во всех районах области мы открыли кассы, чтобы людям было удобно платить. С этой же целью изменили график работы в центрах по обслуживанию населения. Строим новый офис в Пошехонье. Работаем над улучшением нашего сайта и других интернет-сервисов. Мы провели конкурс «Надежный партнер» и наградили самых добросовестных плательщиков среди предприятий области. И, конечно же, усилили работу с неплательщиками.

Неплатежи – это серьезная проблема для ЯСК и всего холдинга «ТНС энерго»?
Был момент, когда потребители стали хуже платить, но мы активизировали работу с должниками. Если сравнивать первый квартал текущего года со средним сбором в этот период, то у нас показатель по реализации даже увеличился и составил 98,5%. Сбор первого квартала всегда плохой, выравниваемся обычно к середине года. Но получать эти деньги стало сложнее, усилий тратится больше.
Законодательство сегодня таково, что позволяет отдельным компаниям не платить за получаемую электроэнергию просто потому, что мы не имеем права ограничить им допуск к электроэнергии. И они этим пользуются и годами не платят. Удивительно, что владельцы таких компаний, бывают вполне уважаемыми людьми в своем городе, даже являются местными депутатами.

Можете привести пример?
Например, собственник тутаевского Водоканала Михаил Исаакович Володарский, который, являясь депутатом тутаевского муниципального совета, считает себя, по моему мнению, просто неуязвимым. Он не платит за электроэнергию годами, но мы не можем ограничить его предприятию подачу электричества, потому что оно предоставляет услугу населению. Если мы отключим Водоканал, то весь город останется без воды. Самое интересное, что даже через суд практически невозможно получить деньги. Накопив огромное количество долгов, собственник закрывает предприятие, открывает другое, перерегистрирует его, и мы не можем ему отказать в новом подключении.

Каким образом можно навести порядок на розничном рынке электроэнергии?
Мы – за ужесточение платежной дисциплины. На оптовом рынке финансовая дисциплина довольно жесткая, что не позволяет участникам рынка систематически и безнаказанно ее нарушать. На розничном рынке все обстоит немного иначе. Величина штрафных санкций недостаточна, чтобы побудить потребителей своевременно и в полном объеме оплачивать потребляемый ресурс. Штрафы на оптовом рынке в разы больше, чем на розничном. Если механизм воздействия на неплательщиков – юридических лиц довольно оперативный и действенный, то в отношении физических лиц есть проблемы. Сейчас, чтобы отключить должника, его нужно лично уведомить дважды: за 30 дней и за 3 дня, под роспись. Необходимо упростить механизм ограничения граждан-неплательщиков, поскольку мизерный размер штрафных санкций не может побудить должников исполнять свои обязательства.

Отмечу, что неплатежи – это плохо не только для сбытовой компании, но и для энергетики в целом и для каждого потребителя в частности. Недополученные средства являются причиной несвоевременно проведенных расчетов на оптовом рынке, это создает дополнительную нагрузку на тариф, которая затем отразится на потребителе. В конце концов возникает вполне закономерный вопрос: почему аккуратный клиент должен платить за нерадивого? Впрочем, в любой ситуации следует совместно обсуждать все вопросы взаимодействия тандема «потребитель – энергосбытовая компания» и разрешать их. Ведь электроэнергия, как и любой товар, бесплатной не бывает.

В крупных компаниях есть практика назначать руководителем подразделения человека из другого региона. С чем это связано? Новому человеку проще увидеть болевые точки? Это так называемый принцип «свежего взгляда»?
Это вызвано многими факторами. Конечно, иногда нужен свежий взгляд. В каких-то филиалах выработаны интересные технологии, которые нужно внедрить в другие. Человек со стороны не завязан с местными элитами. Он может действовать жестче, конечно, в рамках законодательства. Мне, как бывшему военному, привычно менять места работы и жительства. Владикавказ, Сыктывкар, Москва, Рига, Архангельск, Череповец, Вологда, Ярославль, Ростов-на-Дону – я сменил уже 14 квартир, и моя семья умеет быстро собирать вещи и переезжать в новое место. Менять людей надо, надо проводить ротацию. В холдингах все руководители проходят аттестацию, их оценивают по разным показателям. И руководство нашей группы компаний всегда за то, чтобы люди не засиживались на одном месте, и чаще всего отдают предпочтение не местным руководителям, а представителям других регионов.

5d3_0903

ЯСК – это компания, входящая в один из ведущих энергохолдингов страны «ТНС энерго». Вы переехали из Ростова-на-Дону, где тоже руководили сбытовой компанией? Есть различия?
Ростов-на-Дону – это очень динамичный город. Это – ворота Кавказа. Там люди с совершенно другим темпераментом, и это тоже накладывает отпечаток на работу. (Смеется.) Здесь все спокойнее. Кроме того, я был знаком со многими представителями администрации области и города, с некоторыми депутатами еще со времен работы в Вологде. Поэтому мне несложно было адаптироваться.

А это важно – выстраивать отношения с властью?
Отношения с властью очень важны. Ведь народ обращается к власти, если не встречает понимания у той или иной компании. Поэтому ты должен прийти к власти и объяснить, почему ты поступаешь именно так. А потом вместе с представителями местной администрации или представительного органа ты обязан объяснить людям законность и правомерность своих действий. Есть 131 ФЗ об органах местного самоуправления, который на власть накладывает очень большие обязанности. Чем обычно недовольны люди? Конечно, повышением тарифов. Поэтому наша задача все правильно и грамотно объяснить. А без представителей власти этого никак не сделать.
Год назад у нас была сложная ситуация в городе Рыбинске. Прокуратура запретила нам выставлять счета за ОДН. Однако через суд нам удалось доказать законность наших действий. Мы со специалистами и депутатами областной Думы провели более 30 встреч в Рыбинске с населением. И в итоге мы поняли друг друга.

Говорят, вы любите увидеть все своими глазами, проверить, как работают сотрудники на местах, и много ездили по районам что в Вологодской, что в Ростовской областях. У нас так же поступаете?
Конечно, лучше все увидеть своими глазами. Иногда руководители что-то не выполняют и находят тысячу отговорок, а когда выезжаешь на место, общаешься с людьми, то понимаешь, что ситуация совсем не такая, как тебе рассказывают. Я объехал всю Ярославскую область, на спидометре моего служебного автомобиля уже больше 100 000 километров. Но я привык много работать. Раньше 8-9 часов вечера редко прихожу домой. И мне приятно, что есть люди, которые готовы вместе со мной работать с полной отдачей.

Пришлось ли вам заново формировать коллектив?
Если держать много вопросов на контроле, общаться с коллективом без самодурства, то 90% людей смогут с тобой работать. Да, у разных руководителей требования разные. Но обычно, когда я уходил из коллектива, то сотрудники сожалели. Я со всеми своими коллегами стараюсь оставаться в хороших отношениях, мы поздравляем друг друга с праздниками. К примеру, на Новый год я подписываю по 300-400 открыток. (Смеется.)

5d3_0849

Вам приходится много работать. А на хобби время остается? Как проводите свое свободное время?
Иногда хожу в спортивный клуб. Правда, к своему стыду, должен сказать, что вот уже месяц как там не появлялся. Люблю проводить время на даче, на Рыбинском водохранилище в Череповецком районе. Люблю охотиться. Но самое приятное – это время, проведенное со своей семьей. У меня жена, двое взрослых детей, четверо внуков и еще йоркширский терьер Тоша.

текст: Ирина Дерябина  фото: Дмитрий Очагов