Инновационные технологии для развития и коррекции речи • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Инновационные технологии для развития и коррекции речи

06-2

Открывшийся в Ярославле МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ предлагает детям и взрослым новый подход к решению логопедических проблем. Различные коррекционно-речевые программы центра с применением инновационного оборудования помогают устранить практически любую речевую патологию. Причем для каждого обратившегося в центр составляется индивидуальная программа лечения.

О современных технологиях, которые предлагает новое лечебное учреждение, рассказала директор Многопрофильного центра развития и коррекции речи, логопед Алла Порада.

Алла Александровна, расскажите, как появилась сама идея создания центра?
В последние годы, к сожалению, значительно выросло количество детей с нарушениями речи. Примерно до 90-х годов таких детей было 17%, сегодня – 52,5%. Речевые проблемы по распространенности находятся на третьем месте после образовательных затруднений и нарушений интеллекта. Главная причина данной проблемы, как и большинства других, – ухудшение экологии. Еще один фактор – рост патологий во время беременности. Обвитие пуповиной, асфиксия или анемия плода, родовые травмы – все это может сказаться на речевой активизации ребенка. В связи с обострившейся проблемой Наталия Александровна Ефимова, которая сегодня является генеральным директором Многопрофильного центра развития и коррекции речи, решила создать специализированное лечебное учреждение, в котором оказывалась бы помощь всем, кто нуждается в исправлении речевых нарушений.

В вашем центре можно исправить практически любое нарушение речи. За счет чего это достигается?
Действительно, в центре помогут справиться с самыми разными речевыми нарушениями, среди которых: задержка речевого развития, заикание, общее недоразвитие речи, речевые проблемы в результате различных травм и многие другие. Наше главное преимущество – комплексный подход специалистов к решению данных проблем. Кроме классических логопедических способов (занятия с логопедом, дефектологом, логомассаж и другое), мы используем инновационное оборудование, современные компьютерные технологии, применяем нейроакустические способы гармонизации работы мозга. Эти способы дополняются арт-терапией, психотерапией, занятиями ЛФК, рефлексотерапией, общим массажем. В нашем центре работают высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы: логопеды, дефектологи, неврологи, психотерапевты, психологи, массажисты, врачи ЛФК, рефлексотерапевты, которые помогут как детям, так и взрослым.

Какие моменты в развитии ребенка должны насторожить родителей и дать понять, что пора записаться к логопеду?
Если речевой активности нет в полтора-два года, уже нужно обращаться к специалисту. В первый год жизни в словаре малыша должно быть от 3 до 50 слов. Ближе к двум годам – 45-1000 слов. Если ситуация развивается иначе – повод бить тревогу. Надо выявить проблему, а затем устранить или откорректировать ее с помощью специально отработанных методик и программ.
В первую очередь, мы ищем причины того, что мешает говорить ребенку, с помощью функциональной диагностики и специализированного оборудования.

Если ребенок уже начал говорить, но родителям кажется, что у него возникают проблемы с произношением некоторых звуков, когда лучше обращаться к специалисту?
Чем раньше начать решать проблему, тем лучше будет результат. У 4-5-летнего ребенка речь должна быть сформирована. В это понятие входят правильное звукопроизношение, умение правильно строить предложения, произносить целые фразы. В школу ребенок должен прийти с полностью сформированной, правильной речью. Иначе у него неизбежно возникнут проблемы при чтении, письме, да и в коллективе могут быть сложности. Прийти на консультацию к логопеду лучше когда ребенку 2-3 года, если родители заметили проблемы.

Например, когда малыш захлебывается речью, торопится высказать свои мысли, начинает судорожно вдыхать, в результате чего мы слышим обрывки фраз, переходящие в набор гласных. Или ребенку не хватает выдоха на фразу, и он посередине добирает воздух. Или когда малыш говорит «в нос». Когда у ребенка монотонная, невыразительная, мало эмоциональная речь или он бубнит под нос. Когда он неохотно отвечает на вопросы взрослых и предпочитает играть один, избегая сверстников и общения с ними. У каждой из этих проблем есть психологическая причина, которую надо выявить и устранить.

Многие родители сегодня жалуются, что дети 3-4 лет не проявляют интереса ни к чему вокруг, не задают вопросов, не выражают эмоций. Это тоже причина обратиться к специалисту, потому что ребенок в таком возрасте активно познает мир и от природы должен быть любознательным.

Для лечения одной из наиболее ярко проявляющих себя проблем – заикания – в вашем центре используется специализированное оборудование. Какие возможности оно дает?
Уникальное сочетание четырех функций в специализированном аппарате для лечения заикания позволяет добиться удивительных результатов. Уменьшается проявление речевых судорог; улучшается произношение не только отдельных звуков, но также слов и предложений; речь становится ритмичной, плавной, мелодичной. Наш аппарат помогает людям поставить речь, научиться говорить выразительно, используя смысловые паузы и интонацию.

А в каких случаях рекомендован логомассаж?
Логопедический массаж (логомассаж) – комплексная процедура при лечении различных нарушений речи. С его помощью снимаются симптомы усиленного слюноотделения; стимулируется правильная разговорная речь; обеспечиваются общий подъем тонуса, повышение эластичности и упругости мышц; комплексно развиваются кинестетические ощущения и реакции ребенка; снимаются мышечные зажимы, спазмы, уменьшается количество судорожных синдромов; снижается степень нарушения мышечных движений при гиперкинезах и четко выявленной разбалансировке координации движения. Логомассаж при заикании обеспечит подготовку для дальнейшей комплексной работы. Логопедический массаж после инсульта и травм головы – базовый немедикаментозный метод восстановления правильного кровообращения мозга и речи.

Когда необходим курс динамической рефлексотерапии?
Патологические состояния, при которых применяется данная терапия, следующие: фонетико-фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи; моторная алалия – отсутствие речи или крайне низкий набор слов в активной речи ребенка; дизартрия – расстройство произносительной стороны речи; заикание, или логоневроз; ранний детский аутизм; задержка речевого развития.
Расскажите, пожалуйста, о способах, направленных на улучшение работы головного мозга и нервной системы, которые применяются в вашем центре.

Для решения многих проблем мы используем уникальные современные методы лечения.
В частности, в центре применяется сенсомоторное развитие с мозжечковой стимуляцией. Данная методика включает систему физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребенка. Такие занятия назначаются детям с нарушениями координации движений, нарушениями внимания, гиперактивностью, нарушениями устной и письменной речи, проблемами с овладением школьными навыками и другими.
Курс микрополяризации головного мозга позволяет направленно изменять функциональное состояние всей нервной системы через воздействие небольшими разрядами тока. В результате улучшаются память, зрение, нормализуется сон, развиваются двигательные функции и речевые навыки.

Также мы предлагаем немедикаментозное, неинвазивное лечение расстройств центральной нервной системы с использованием биоакустической коррекции на специализированном аппарате. Метод показан при нарушениях психического развития, речевого развития (дизартрия, дисграфия, дислексия и другие), синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, неврозоподобных нарушениях (тики, энурез), последствиях органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм, при адаптации к школьно-дошкольным учреждениям, общем оздоровлении организма и психопрофилактики.

А что предлагает ваш центр для решения проблем, связанных с обучением ребенка?
Мы предлагаем заранее пройти интегрированную, многогранную психологическую подготовку детей к школьному обучению. Дошкольникам обеспечим качественную подготовку к школе, обучим чтению и письму с помощью индивидуально подобранных методик. Поможем добиться серьезных успехов развития малыша по методике «Развитие памяти ребенка и улучшение техники чтения». Также в нашем центре можно овладеть навыками быстрого чтения и скорочтения, осмысленного запоминания текста с первого прочтения, управления информацией на логически-образном уровне и многими другими.

Некоторые родители считают, что отличная дикция нужна лишь артистам или дикторам. А для их ребенка она необязательна…
Для человека практически любой профессии правильная речь – неотъемлемая часть успеха. А неправильная, помимо психологических комплексов, ограничивает в выборе дальнейшего пути. У меня занимался молодой человек, у которого было нарушено произношение 15 звуков. И из-за этого он не смог поступить на юридический факультет. Кроме того, в школе у ребенка с нарушениями речи неизбежно возникнут проблемы и с орфографией («как слышу, так и пишу»), и с чтением.

А насколько логопед может помочь взрослым?
Если даже не удастся устранить проблему полностью, то максимально скорректировать ее вполне возможно, для этого есть множество методик. Но надо понимать, что чем дольше человек живет с дефектом речи, тем больше времени и усилий понадобится для ее устранения. Поэтому так важно обращаться к специалисту сразу после обнаружения проблемы.

В нашем Многопрофильном центре развития и коррекции речи используются самые современные технологии для диагностики и лечения речевых проблем. Логопедия не стоит на месте – и у нас обязательно будут появляться очередные инновации.