Ярославль – самый медвежий город, потому что медведь и наш символ, и наш бренд. И на гербе медведь, и по всему историческому центру петляет медвежий след: туристическая тропа в 7 километров из полутысячи металлических оттисков лап хищника.
Да и в центре города то и дело на медведей натыкаешься: скульптуры самые разные, а в музее-заповеднике живет настоящая медведица Маша.
И ничего удивительного в том, что туристы хотят увезти из Ярославля в качестве сувенира медведя – в любом виде. Каких только мишек не встретишь в ярославских сувенирных лавках!
— Своего первого медведя, — говорит Марина Скоробогатова, профессиональный художник, — я сделала по воспоминаниям детства: когда мне было 3 года, папа из Чехии привез мне мишку-тедди. Это был мой первый и самый любимый плюшевый мишка. Особенность мишек-тедди в том, что они имеют определенную форму и особый стиль крепления. Мишка, сшитый по выкройкам классического тедди, сейчас очень ценится на аукционах.
Марина всю свою жизнь шьет, вяжет, рисует, лепит, клеит, выпиливает из дерева, но создавать игрушки ей в голову не приходило. Пять лет назад ее подруга из Краснодара решила заняться кукольным бизнесом и попросила Марину помочь с образами персонажей.
— До этого момента я не знала о существовании мира кукольников, — рассказывает Марина Скоробогатова. – И свою первую куклу я сделала в 2019 году. Выяснилось, что если все мои навыки соединить в одно – получается кукла! Потому что кукла — это цвет, композиция, понимание образа и осознание, какую эмоцию ты хочешь вложить в игрушку. Интересно, что подруга, которая меня вовлекла в этот процесс, сейчас куклами практически не занимается.
Но остается в теме: открывает в Краснодаре музей кукол. В 2019 году я уже представляла свои игрушки в Москве на выставке в Гостином дворе. Завсегдатаи «кукольных мероприятий» не поверили, что я в «кукольном деле» всего полгода. Я им говорю: просто я элементами создания кукол, как выяснилось, занималась всю свою сознательную жизнь – больше 40 лет!
По словам Марины, главное в создании кукол — задать им эмоцию:
— Задача сделать не просто милую кукляшку, мишку с выпученными глазами. Там должна быть такая эмоция, так она меня должна трогать, что, втыкая иголку ему в нос, я думаю: «Ты мой хорошенький! Как мне тебя жалко»! Когда в мишке заложена скромность или сиротство сквозит и он вызывает жалость, то сразу же находятся добрые руки.
Есть мишки с удивительной судьбой — из серии «обнять и плакать». Марина рассказала о «нелюбимом медвежонке», который очень долго ни в какую не получался и не вызывал у своей создательницы никаких чувств. В конце концов, она его забросила со словом: «Надоел!» Но, когда, собрав волю в кулак, дошила, одела на него шапочку, то поняла, что он несчастен. На выставке «Искусство кукол» в Гостином дворе в Москве его тут же купила женщина со словами: «Я на всей выставке не нашла таких глаз. Я не могу! Я его забираю!»
Через какое-то время эта женщина позвонила Марине:
— Спасибо вам большое за этого мишку! Вы не представляете: даже мужчины, которые приходят к нам в дом, берут его на руки и нянчат!
Из рук Марины вышли большие и маленькие медведи. Были и цирковые мишки, и медведи-губачи со смешными, вытянутыми мордами. Бежевый мишка с длинной мордой из серии «губачей» делался для конкурса «Тедди Бёр» в Германии. Это такая премия «оскар» среди «мишкоделов», который проходит в Мюнстере, куда Марина собиралась ехать в 2020 году, но из-за пандемии не получилось.
— Каждую игрушку проживаешь, — делится художница. — Педантично подхожу к каждому шву. Использую только натуральные материалы и для самих мишек, и для их одежды: мохер, хлопок, батист, кожу, шерсть, не люблю синтетику. Набиваю опилками или шерстью. Все делаю сама, и даже сама глаза делаю из запекаемого пластика и заливаю шеллаком для слезы, либо покупаю стеклянные. Все вышивки сделаны вручную.
Использую, в основном, старые ткани, которые очень люблю, – всегда роюсь в развалах старых тканей и дома, и на выставке текстиля. Если не удается найти подходящий винтажный материал, то новый «состариваю» всевозможными способами. Мне надо, чтобы в любой игрушке каждая деталь «выдавала» бы руку профессионала. Чтобы человек взял мое творение и сказал: сто процентов это делал художник, а не любитель.
Когда Марина трудилась над серией кроликов, из-за ее перфекционизма в процесс создания кукол оказалась невольно втянута и жена брата — Анна Смирнова. В 2020 году, в пандемию, обе семьи проводили летом у бабушки в деревне. Марине показалось, что голова кролика, которую она вылепила из папье-маше, слишком любительская и пристроила «неугодную голову» в добрые руки своей восьмилетней племянницы Лизы.
— Помню, мама газонокосилкой косит траву, и тут я прихожу с головой кролика и говорю: «Тетя Марина предлагает нам дошить кролика», — вспоминает со смехом Лиза. – Мама так удивилась!
Не чуждые рукоделию Анна и Лиза вместе дошили кролика, приделав к голове туловище и лапы. И Анне захотелось смастерить еще какую-нибудь игрушку. И … серьезно увлеклась созданием мишек-тедди.
— Своих первых мишек я делала по наитию, — делится Анна. — По мере погружения в тему стала усложнять, привлекая профессиональные материалы: каркасы, утяжелители – чтобы мишка стоял на лапах. Когда добавляешь одежду, которая снимается и надевается, возникает некий элемент игры, игрушка становится привлекательнее.
Для меня стало открытием, что многие взрослые, видимо, не наигравшись в детстве, с удовольствием приобретают такие игрушки: процесс одевания-переодевания, обновления гардероба затягивает.
Медведь может быть одет в брюки с карманами, с подтяжками, в галстуке, в кожаных ботинках, пиджаке и шляпе! Так образ становится занимательным. Кожаные ботинки можно сделать с использованием колодки. Вообще, средний размер медведя – 25 см, не такой и ювелирный! На московских выставках всегда большой выбор «мишкодельных» материалов.
— Мой самый большой мишка ростом 40 см сшит из винтажного советского плюша полувековой выдержки, — продолжает Анна, — отрез мне подарила Марина, она сама покрасила материал в коричневый цвет. Получился колоритный ретро-медведь со стеклянными разноцветными глазами, длинными лапами и замшевыми пятками. «Живет» у нас на даче, на полке.
После первого кролика в шитье игрушек втянулась и Аннина дочь, Лиза. Она записалась в кружок по шитью игрушек в Центре детей и юношества города Ярославля. Лиза уже 4 года шьет в технике «тильда».
Сейчас Лизе 12 лет, она придумала серию карманных гусей, которые пользуются большой популярностью у подростков. Сделала, вдохновившись идеей московского мастера, 2 серии меховых чудиков с лицами и руками из полимерной глины, которых быстро разобрали туристы в сувенирной лавке.
А год назад Вера, младшая дочь Марины, решив пойти по маминым стопам, поступила в Ярославское художественное училище.
Вот такая творческая семья.
Текст: Екатерина Пятунина
Фото: Марина Скоробогатова