Просто волшебница • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Просто волшебница

Писать стихи для самых маленьких – это особый дар. Анастасия Орлова обладает им сполна. Ее стихи словно музыка —  звонкие, переливистые, мелодичные. Они сродни народным потешкам, которые передаваясь из поколения в поколение, несли с собой мудрость и теплоту женских рук.

Настя, вы ведь по образованию экономист и, очевидно, не сразу решили связать свою жизнь с литературой. А вообще литература рано вошла в вашу жизнь? Можете вспомнить свои любимые детские книги?

Стихи всегда были со мной. Мама мне очень много читала в детстве и покупала хорошие книги. А как только я сама научилась читать, то уже с книгами не расставалась.  «Глупая лошадь» Вадима Левина была любимая. Еще у меня был Олег Григорьев – такая книжка-малышка, ее нужно было вырезать из журнала и сшить самой. Была книга «Я расту» — это такой сборник лучших детских авторов того времени. Она была очень хорошо составлена. Что интересно, недавно мне  прислали фото из этой книжки. Там оказалось много стихов о Ленине, о Первомае, но это мне совершенно не запомнилось. В памяти остались совсем иные стихи. (Смеется.) В 7 лет я начала сочинять что-то сама, но, когда я оканчивала школу, я не очень понимала, кем хочу быть. Хотела я быть генетиком, но так как у меня была лекарственная аллергия, мама меня отговорила поступать в медицинский. И я несколько лет переживала по этому поводу. В конце концов, я стала экономистом. А вот мысль пойти учиться в литературный институт мне в голову совсем не приходила.

Почему?

Стихи были рядом, но я не думала, что это может быть профессией. А вот когда у меня появились дети, то стихи вернулись в мою жизнь, уже в новом направлении:  я стала писать для детей.

Стихи вам снятся? В чем магия процесса стихосложения?

Когда все начиналось, это был поток, которому невозможно было сопротивляться. Да и зачем сопротивляться тому, что приносит радость? И я поняла: да, именно этого мне в жизни очень не хватало. Это же так здорово!  Сейчас  все немного по-другому. Ощущение такое, как будто внутри тебя настойчиво скребет какой-то коготок, и ты понимаешь, что нужно написать об этом. Это очень тонкие ощущения. И мне по-прежнему радостно следовать своим желаниям.

Поэтом рождаются или поэтом можно стать?

Безусловно, основам мастерства можно и нужно учиться. Для этого существуют  семинары для молодых писателей, пишущих для детей, а также форумы для молодых писателей. Их проводит Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова. Еще могу порекомендовать семинар для молодых писателей «Как хорошо уметь писать», где проходят мастер-классы по прозе, поэзии.

Но мне кажется, что поэзия  – это все же не ремесло. Можно научить складывать слова, но должна же быть искорка?

Конечно, не ремесло. Самое главное уже должно быть внутри.

Вы часто слышали критику в свой адрес? Вам говорили «нет»?

Когда я начала писать стихи, я стала искать тех, с кем могу этим поделиться. Мне нужна была обратная связь, мне нужны были единомышленники. Я наткнулась на прекрасные стихи Елены Липатовой, которые мне очень понравились, и за ней я пришла на сайт стихи.ру Знаю, что к этому ресурсу разное отношение, многие его критикуют. Но я попала в хорошую компанию, нашла там замечательных поэтов и писателей: Галину Дядину, Анну Игнатову, Наталию Волкову, Дмитрия Сиротина, Елену Ярышевскую, Кристину Стрельникову, Евгению Ярцеву, Дину Бурачевскую. В то же время там публиковал свои остроумные стихи Николай Юрьевич Боровков, режиссер-кукольник, драматург, он ставил спектакли, в том числе и в ярославском кукольном театре. И вот однажды он отправил мои стихи Михаилу Яснову, Сергею Махотину и в журнал «Мурзилка». Все мне ответили. И тогда у меня завязалась переписка с Михаилом Ясновым, за что я ему очень благодарна. Он стал моим навигатором внутри меня самой.  Чуть позже я попала на семинары для молодых писателей, где познакомилась с Мариной Яковлевной Бородицкой и Валерием Михайловичем Воскобойниковым. Вот такая история. Мне очень повезло с учителями.

А как случилась ваша первая публикация?

Моя первая книга «Яблочки-пятки» вышла в 2012 году по итогам фестиваля «Молодые писатели вокруг «Детгиза»». С тех пор она несколько раз переиздавалась.

А что впереди? Какие проекты и книги ждут своего часа?

В этом году к выходу готовится книга «Со стихами целый день». Это такая «терапевтическая» книга для детей и родителей, с которой действительно можно прожить целый день и превратить рутину в игру.

Художник Ирина Гаврилова сейчас рисует «Сонную книгу», и мне ужасно нравится, что у нас получается. Это сборник стихов о снах, похожих на белых китов, об этом тонком переходе из яви в мир снов. Очень ее жду.

Вторая книга историй для малышей про грузовик и прицеп уже в дороге. «Грузовик и прицеп едут в командировку» будет она называться. У первой книги уже много любителей, так что знакомство с ними продолжится.

А еще я сейчас дописываю книгу о городе Ярославле. Вот так меня занесло еще и в краеведение. Но это будет необычная книжка – здесь познавательные истории переплетаются со стихами о городе. Мне очень интересно над ней работать.

Вы пробовали иллюстрировать свои книги?

Меня преследует молва о том, что я сама иллюстрирую свои книги. (Смеется.) Дело в том, что несколько лет назад я принимала участие в программе «Вслух» на телеканале «Культура», где в титрах написали, а потом так и не поправили, что я сама проиллюстрировала книгу «Яблочки-пятки». Хотя это совершенно не так. Ее иллюстрировала художник Ксения Колосова. Но с тех пор меня постоянно об этом спрашивают. Может быть, причина этой путаницы еще и в том, что есть иллюстратор с таким же именем — Анастасия Орлова. Но вообще я раньше рисовала, и шила, и очень любила что-то мастерить. Но потом все, видимо, перетекло в книжки. И сейчас я все чаще ловлю себя на мысли, что снова хочу что-то делать своими руками. Посмотрим, что получится.

Вы обсуждаете свои  идеи с художником, который иллюстрирует ваши книги? Делитесь образами?

Я стараюсь не вмешиваться в работу художника. Каждый должен заниматься своим делом. Но с художником Ольгой Демидовой мы тесно работаем. Она  иллюстратор книги «Это грузовик, а это прицеп». Это очень интересный опыт. Очень важно, чтобы текст и картинка дополняли друг друга. Сейчас она рисует продолжение приключений грузовичка и его друга прицепа. Она будет называться «Грузовик и прицеп едут в командировку».

Ваши стихи – это стихи исключительно для детей или для взрослых тоже?

Когда я пишу, я пишу в полной мере и для взрослого тоже. И, конечно же, никто не отменял формулу, о которой говорил Маршак: «Стихи, которые нравятся только детям, – это не стихи. Стихи, которые нравятся только взрослым, – это не детские стихи. А детское стихотворение, которое нравится и детям, и взрослым, обладающим тонким вкусом, – это хорошее детское стихотворение». Хорошо, когда детская литература похожа на  многослойный пирог.

В чем, на ваш взгляд, магия настоящей книги? Смогут ли гаджеты окончательно заменить книги?

Для маленького ребенка очень важно потрогать книгу, понюхать ее, посмотреть иллюстрации, пошелестеть страницами. И самое главное – это возможность провести время с мамой, или папой, или бабушкой… Близко, интимно, душевно… Поэтому книга для самых маленьких будет жить еще очень долго. А вообще гаджеты – это лишь инструмент, которым нужно научиться правильно пользоваться. На фестивале в Таганроге я познакомилась с художником Ольгой Мониной. Она преподает молодым художникам-иллюстраторам. Так вот она рассказывала, что вот приносит студент работу и приходится иногда ногтем царапать, чтобы понять, красками она нарисована или на компьютере. Так что и руками, и на компьютере можно рисовать и талантливо, и бездарно. И это уже не важно, каким способом сделана работа, важно как.

Сейчас вы много путешествия по стране. Как проходят ваши творческие встречи, кто ваш слушатель?

Ко мне приходят совершенно разные люди. Чаще всего – это семейные встречи, куда дети приходят с родителями, либо собираются группы из  детского сада или начальной школы. В общем, аудитория 0+. Недавно в Петербурге на Книжном салоне у меня был 10-месячный слушатель, которого мама принесла в рюкзачке. (Смеется.) На самом деле даже мама, ожидающая малыша,- тоже мой читатель, потому что стихи для новорожденных и созданы для того, чтобы мама или бабушка их выучили наизусть и рассказывали по каждому случаю. Например, раскрывая ладошку малыша:

Кулачок-улитка,
Отвори калитку!
Дай с ладошкой подружусь!
Дай за пальчик подержусь!

Или, поглаживая живот:

Не ворчи-ка, животок,

Потерпи ещё чуток,

Я тебя уважу

 — Накормлю, поглажу!

Это из книжки «Яблочки-пятки». Новая моя книжка (она будет называться «Со стихами целый день») продолжит эту тему. Там будут просыпалочки, потягушки, песенка-зубочистка, колыбельные. Взросление – это часто довольно трудный процесс и для родителей, и для малыша, а стихами можно превратить ежедневные рутинные дела в игру. Стихи-потешки, песенки, прибаутки для этого и созданы. Но я пишу разные стихи, не только для малышей. Это стихотворение из новой книги «Маленький-маленький ветер»:

Выйти в лес,
Прикинуться деревом.
Встать просто –
Просто стоять,
Может быть, лет сто,
Может быть, минут пять.
Не вспоминать ни о чем,
Ничего не загадывать,
Просто расти
Во все стороны
И каждый год цвести.
И каждый год
Давать и давать плоды,
Искусно сделанные
Из земли и воды.
В облаке голова,
Трава у подножья,
И так хорошо –
Мурашки по коже!
А лет через двести
Дупло себе завести
Прямо в области сердца –
Вот здесь, смотри –
С теплой и быстрой
Белкой внутри.

Судя по фото в социальных сетях, вы путешествуете не одна. С вами всегда ездит ваш талисман – маленькая мышка. Расскажите историю ее появления в вашей жизни.

Я познакомилась с ней на благотворительной ярмарке в Российской государственной детской библиотеке.  У нее был такой взгляд, что невозможно было ее не забрать. Назвалась она Стешей. В детстве у меня была маленькая коллекционная куколка из Чехословакии. Предмет моего вожделения. И я выпросила ее в конце концов у мамы, чтобы играть. Она была чудесно одета: нижнее белье, юбочка в складку, шапочка, тончайшее кружево, тесьма… Однажды зимой я замотала куколку в какие-то тряпочки, чтобы она не замерзла, и поехала на занятия. Когда вернулась домой, куклы в кармане уже не было. О, это было большое горе! Целую неделю я боялась сказать об этой потере маме. Так вот, мышка напомнила мне о той куколке, хотя она совсем и не куколка, но напомнила. Я ее берегу.

Как материнство изменило ваше мировосприятие?

У меня никогда не было маленьких детей в окружении. Я думала, вот родится свой ребенок, тогда-то я все-все рассмотрю как следует, все пальчики-ноготочки! Рождение ребенка изменило мой мир. Я поняла, что все мои счастья были совсем не те по сравнению с этим. Я была очень увлечена материнством, я изучала разные методики по раннему развитию, скупала игрушки в огромных количествах. Когда ребенок спал, я делала заготовки для аппликаций, которые мы будем клеить, когда он проснется. Когда родился второй сын, моим горячим увлечениям ранним развитием пришел конец. К счастью, конечно же. (Смеется.)  Времени стало катастрофически не хватать. И тогда-то и начались стихи, ведь надо же было выплескивать свою бурную творческую энергию. А стихи можно писать в голове, можно записывать между делом на клочке бумаги, для этого не нужны специальные условия.

То есть выпишете стихи буквально на клочке бумаге, своего рабочего места или кабинета у вас нет?

Со стихами все происходит спонтанно. До сих пор не понимаю, что может включить этот механизм. Ощущение такое, что идешь на ощупь, тянешь эту ниточку из небытия и даже не знаешь, чем все закончится. С прозой по-другому, конечно, там надо садиться и работать. Сейчас мне очень хочется свой кабинет и немного тишины. (Смеется.) Тишины становится совсем мало.

Вы являетесь лауреатом множества премий, в том числе премии Президента России в области литературы и искусства за произведения для детей. Для вас имеют значение эти награды?

Награды – это признание экспертного сообщества и возможность сказать слова благодарности тем, кто был рядом, кто поддерживал.

У вас есть какая-то цель, сверхзадача? Чего вы хотите добиться как поэт?

Нет никакой сверхзадачи. Вызывать чувства – радовать, печалить, удивлять. А добиваться я ничего не хочу. Пусть все будет по любви.

Разве вам не хочется славы Агнии Барто и Самуила Маршака? Чтобы через 50 лет все дети нашей страны знали наизусть стихи Насти Орловой?

Время все расставит на свои места. Я не могу на это повлиять. Я могу только делать то, что люблю.

Можете продолжить фразу – «Я пишу потому что…»?

Потому что это радость.

Ваши самые большие фанаты – это ваши дети?

Дети, конечно, интересуются тем, что я делаю. А если они вдруг находят в книге стихотворение, которое не знали, даже немножко возмущаются, почему я не поделилась с ними раньше. Но для них я, в первую очередь, просто мама. Которая, кстати, не всегда сейчас рядом. Не могу сказать, что пишу для своих детей. Я пишу для собственного удовольствия. Для меня важно сделать то, что я хочу, а будет ли это кому-то интересно или нет, я не знаю. Хорошо, что пока интересно.

Текст: Ирина Дерябина Фото: Олег Токмаков