Татьяна Окружнова • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Татьяна Окружнова

Студия анимационных фильмов ярославца-оскароносца Александра Петрова получила признание у себя на родине. Мультфильм «Еще раз» учениц Петрова завоевал «Нику» – приз академии кинематографических искусств в номинации «Лучший анимационный фильм». О некоторых особенностях работы в студии и о самой церемонии вручения приза рассказала аниматор фильма Татьяна Окружнова.

Эту дипломную работу мы начинали делать всемером  (аниматоры: Екатерина Овчинникова, Татьяна Окружнова, Алина Яхьяева, Мария Архипова, Наталья Павлычева, Елена Петрова, Светлана Топорская. – прим. «ЭК»), но потом некоторые люди стали расходиться в другие проекты, поступали учиться, и в итоге этот проект мы доделывали вдвоем с Екатериной. До прихода в студию у каждого из нас уже было высшее или среднее специальное художественное образование. У нас были замечательные преподаватели: Михаил Тумеля, Сергей Меринов, Елена Чернова, Сергей Лобанков и, конечно, Александр Константинович. Хочется всех их поблагодарить и всем им сказать огромное спасибо за то, чему они нас научили.

Музыкальная часть фильма делилась на 7 отрывков.  Каждый должен был сделать по кусочку, в который входили мультипликация и живопись. Пасадобль «Рио-Рита» – музыка 30‑х годов XX века. В то время этот стиль был актуальным и популярным. Сначала мы слушали музыку и по ассоциациям подбирали какие-то образы и темы, а потом из ассоциативного ряда выбрали то, что нам наиболее подходило. Мы расспрашивали о деталях того времени у людей старшего поколения, смотрели фильмы, что-то подмечали для себя. Мороженщица, мальчики с колесом, качели – из таких фрагментов и складывалась вся работа. Сам процесс от идеи до воплощения занял полтора года, потому что мы периодически прерывали работу на студии из-за других проектов.

В живописной анимации наиболее сложно делать панорамную съемку, потому что в ней рисуется каждый кадр. А что касается каких-то статичных вещей, то здесь персонажи и фон прорисовываются отдельно. Потом они сводятся в компьютере, чтобы каждый раз не рисовать один и тот же кадр. Всего в фильме получилось более двух тысяч кадров. На одну секунду фильма приходится по 24-25 кадров, это зависит от формата. Но бывает, что некоторые кадры снимаются по 2 раза. На стадии сценария у нас, конечно, были споры. Например, обсуждался вариант с изображением статуи в начале фильма, но потом решили от него отказаться.

Даже не знаем, кто нас выдвинул в номинанты на «Нику». Думаю, это был Союз кинематографистов. Но мы еще больше удивились, когда нам позвонили и попросили приехать в Москву. И, конечно, для нас был сюрпризом сам факт получения «Ники», ведь мы об этом даже не мечтали. Честно говоря, на тот момент мы не осознавали масштабности события, даже когда фестиваль закончился.

Сама церемония была интересной и длилась 4 часа. На ней довелось увидеть многих известных людей, например, актера, поэта и сценариста Вадима Жука и художника-постановщика кукольных фильмов Марину Курчевскую. Жаль, что из-за плотного графика мероприятия не удалось с ними пообщаться. Это была юбилейная, 25‑я «Ника», и так получилось, что в этот же день в Доме кино аниматоры праздновали 100‑летие российской анимации.

Момент вручения «Ники» был необычным. Сам приз мне вручали 2 известных иллюзиониста. Я вышла на сцену, где вдруг вспыхнуло огненное пламя, и передо мной возник приз. Получился такой выход «с огоньком». (Улыбается.)
«Ника» стала 13‑м по счету призом, который получил этот фильм. До этого были и другие награды: Гран-при фестиваля студенческих фильмов в Санкт-Петербурге, Гран-при детского фестиваля в Сочи, приз кинофестиваля «Московская премьера», приз фестиваля «Кинопроба» в Екатеринбурге…

Вообще, на мой взгляд, есть какое-то мистическое совпадение между тем, что «Ника» стала именно 13‑м по счету призом и тем, как нам ее вручали. Хотя когда мы работали над фильмом, ничего сверхъестественного не наблюдалось. А уже после «Ники» фильм «Еще раз!» удостоился приза Московского фестиваля мировоззренческого кино «Лик и облики российской истории».
Успех «Ники» окрылил, и теперь нам нужно дальше стараться делать что-то такое, чтобы соответствовать заданной планке.

текст: Евгений Мохов  | фото: Наталия Люкманова