Мы продолжаем рассказывать о ярославцах, которые по воле судьбы или воле случая оказались в Северной столице. В Санкт-Петербурге одни развивали бизнес и строили карьеру, другие покоряли столичную публику своими талантами. Все они разные, но объединяют их одно: даже став мировыми знаменитостями, они никогда не забывали, что выросли на ярославской земле.
Мы рассказывали о поэте Николае Алексеевиче Некрасове, жизнь – история успеха. В 16 лет он уехал из родительского дома в Петербург, поставив простую и ясную цель: стать известным поэтом и разбогатеть. И получилось! В последнем номере журнала мы рассказали о ярославских предпринимателях: только на Сенной площади Петербурга в середине XIX века было несколько заведений с говорящими названиями: «Ярославль», «Рыбинск», «Углич». Наши земляки предпочитали открывать респектабельные рестораны: ярославцы любят, когда ими восхищаются! Ресторан «Палкин» и магазин «Купцов Елисеевых» с шикарным рестораном, возрожденные в начале перестройки, и сегодня восхищают посетителей изысканной кухней и интерьером.
Сегодня мы расскажем о петербургском периоде в жизни ярославцев, известных всему миру. Это оперный певец Леонид Собинов, которого называли русским итальянцем за необыкновенный голос, и скульптор Александр Опекушин, автор самого известного памятника Пушкину в Москве.
Орфей русской сцены
Леонид Собинов родился в Ярославле в 1872 году, а петь начал в Москве, но настоящая слава пришла к нему именно в Петербурге: 14 марта 1901 года в зале Петербургской консерватории Леонид Собинов впервые исполнил арию Ленского. Такого Ленского музыкальный Петербург еще не слышал! Избалованная столичная публика была потрясена, очарована и покорена. И не только тонкой актерской игрой, потрясающей красоты голосом, но и правдивостью переживаний: московскому певцу удалось передать душевное состояние пушкинского героя. 18 декабря 1901 года Собинов дебютировал с этой же партией в Мариинском театре. И уже в первой картине под гром оваций был вынужден повторить ариозо Ленского, чего в Мариинском театре не бывало никогда!
«Петербург – предмет моих мечтаний», – писал Собинов, начав петь в Большом театре в Москве. Но теперь уже Петербург мечтал о Собинове! А в 1904 году Собинова приглашает театр «Ла Скала» – наивысшее признание для оперного певца. Сезон в Милане принес Собинову настоящую европейскую известность, и после Италии ему рукоплещут театры в Париже, Берлине, Лондоне, Мадриде, Монте-Карло… А ведь Собинов вовсе не собирался быть певцом, мечтал стать крутым адвокатом. Пела вся семья Собиновых, но необыкновенной красоты голос Леонид унаследовал от матери, и от нее же – красивая внешность. Но певец всегда добавлял, что от мамы, которая, к сожалению, ушла очень рано (Леониду было 12 лет), он унаследовал еще и деликатный характер. И на самом деле, Леонида Витальевича любили все и всегда, и не только за его чарующий голос и его необыкновенную внешность.
Он был очень доброжелательным, искренним и отзывчивым человеком, всегда и всем помогал. У него было хорошее чувство юмора: сочинял эпиграммы, прежде всего, на себя. Одну очень любил повторять протоиерей Борис Старк, первый священник русского православного кладбища под Парижем в Сен-Женевье-де-буа, который с 1962 года жил в Ярославле.
Ждали от Собинова пенья соловьиного.
Услыхали Собинова – ничего особенного!
Волшебный, чарующий, золотой, серебристо-звонкий, нежный и пьянящий, лучезарный – так говорили о голосе Собинова. Сам же певец никогда не занимался самолюбованием. И долго не мог решиться посвятить себя сцене. После окончания в 1890 году ярославской гимназии с серебряной медалью, Собинов поступает в Московский университет на юридический факультет. После университета работал у известного юриста и адвоката Федора Плевако и параллельно учился на вокальном отделении Московского филармонического, как он говорил, для себя. Плевако любил устраивать дома благотворительные концерты и, представляя своего молодого помощника, сказал: «Если честно, не было еще ни одного дела, которое бы он не проиграл, но голос… Вот разозлюсь на эту бездарность и отправлю его в оперу».
Однажды на судебном заседании судья обратился к присяжному поверенному Леониду Витальевичу Собинову: «Ну, что вы нам, соловей, сегодня споете?». И Собинов понял: надо выбирать. По одной из версий, решающим в выборе сцены, а не юриспруденции, оказались совместные с Шаляпиным гастроли в Одессе, по другой – успешный дебют в петербургской антрепризе. Начиная с 1901 года, Собинов постоянно выступал в городе на Неве – в Мариинском, Михайловском, Эрмитажном театрах, в зале Дворянского собрания, на сцене Народного дома, в частных антрепризах и в спектаклях итальянской оперы. Именно в Петербурге состоялись многие дебюты оперных партий Собинова: Орфея, Каварадосси, Вертера и других. Всего Собинов исполнил 42 оперные партии, а проснулся знаменитым, как уже было сказано, после арии Ленского.
«Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених…» – словно по Пушкину, Собинова всегда окружали толпы фанаток, их насмешливо называли «собинистки». Леонид Витальевич никогда не давал поводов ни для сплетен, ни для скандалов. Романы у него, конечно, были. И было два брака. Первый – ранний, еще в студенческие годы его избранницей стала Мария Федоровна Каржавина. Но страстная любовь и крепкий брак – вещи, как правило, несовместимые. В этом браке родились двое сыновей — Борис и Юрий, которых Леонид Витальевич обожал и всю жизнь поддерживал отношения, да и с бывшей супругой отношения оставались родственные.
14 октября 1915 года в Петербурге в респектабельном и популярном среди петербургской богемы ресторане «Медведь» состоялась свадьба 43-летнего Леонида Витальевича Собинова и 25-летней Нины Ивановны Мухиной, двоюродной сестры известного советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Нина Мухина была дочерью богатого рижского хлебозаводчика, но после смерти отца с матерью переехала из Риги в Петербург. Мухины устраивали у себя светские приемы, на одном из них молоденькая барышня Нина Мухина и познакомилась с Собиновым. И влюбилась. Но свадьба состоялась через 7 лет. После свадьбы молодожены поселились на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского), недалеко от Летнего сада – аристократическом районе Петербурга.
В этом браке родилась дочь Светлана, которая в дальнейшем много сделала для сохранения памяти отца в Ярославле. Квартира Собиновых состояла из 20 комнат, включая гардеробную, большую и малые гостиные, столовую, зал, кабинет, музыкальный зал для занятий Собинова, поэтому занимала почти весь третий этаж. Дом Собиновых был открыт для всех, у них часто собирались друзья, а по четвергам устраивались приемы. Нина Ивановна создала особую атмосферу в доме, но весь уклад был подчинен интересам Леонида Витальевича, он был центром этого уютного мира.
После Октябрьской революции большевики Собиновых «уплотнили»: им оставили только две комнаты, а в квартиру заселили 15 человек, превратив ее в коммуналку. Леонид Собинов от эмиграции отказался. Он был назначен директором Большого театра в Москве, председателем Всеукраинского музыкального комитета в Киеве, заведующим отделом искусств Народного образования в Севастополе, ближайшим помощником К. С. Станиславского по воспитанию актерской молодежи.
В Собинове проявился недюжинный талант администратора музыкального театра. С 1920 по 1934 год жил Собинов практически на два города – Петроград (Ленинград) и Москва. Приезжая в Ленинград в 1929–1930 гг., Собинов останавливался уже не в своей «коммунальной» квартире, а у друзей на улице Восстания или в гостинице «Европейская».
Собинов очень много гастролировал по России. В 1923 году ему было присвоено звание народного артиста Республики, чуть позднее он был награжден орденом Красного Знамени. Умер Леонид Собинов во время гастролей в Риге в 1934 году – в гостинице «Санкт-Петербург». Похоронен в Москве, на Ново-Девичьем кладбище, и на могиле памятник работы Веры Мухиной – распростертый белый лебедь.
Академик из крепостных
А вот другой наш знаменитый земляк, скульптор Александр Михайлович Опекушин, напротив, большую часть жизни прожил в Петербурге, а мировую славу ему принесла Москва, точнее, его памятник А.С. Пушкину, установленный в Москве. На открытии памятника 6 июня 1880 года писатель Иван Тургенев произнес пылкую речь: «Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом…».
Идея создания памятника Пушкину зрела давно. В 1870 году был создан специальный комитет, который и принял решение поставить памятник Пушкину в Москве – городе, где поэт родился. Во всех газетах опубликовали воззвания о сборе пожертвований на памятник. Была собрана огромная по тем временам сумма – более 100 000 рублей. Место выбрали после долгих обсуждений – Страстная площадь в начале Тверского бульвара, примерно напротив, где сегодня и стоит «опекушинский Пушкин».
В 1873 году объявили первый официальный конкурс проектов памятника Пушкину. Проекты не устроили. Год спустя объявили второй конкурс, а в 1875 году – третий. Все известные и неизвестные скульпторы того периода принимали участие во всех трех конкурсах, как и скульптор А.М. Опекушин. И на заключительном этапе именно петербургский скульптор, бывший ярославский крепостной крестьянин, одерживает победу. Представленная им модель завоевала первую премию. Пушкин Опекушина до гениальности прост и классически ясен, соединив «в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта…» — так было записано в решении комитета. Негодованию столичных конкурентов не было предела: да кто он такой, этот Опекушин?!
Опекушин родился в 1838 году в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии, в семье крепостных крестьян Михаила и Александры Опекушиных. Они и представить не могли, что их сын, крепостной помещицы Ирины Васильевны Ольхиной, станет одним из величайших скульпторов мира, своим именем прославит Россию. Семья Опекушиных поселилась в соседнем селе Рыбницы, которое славились своими лепщиками: искусство передавали из поколения в поколение. Отец будущего академика был талантливым лепщиком и скульптором-самоучкой. С младенчества приучал сына к родовому ремеслу.
Когда Александру исполнилось 12 лет, отец отвез его в Петербург и смог устроить в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Одаренность мальчика проявилась сразу: школу он закончил за два года, а потом поступил в мастерскую известного в то время скульптора Йенсена, который сразу оценил талант ученика и сумел добиться для него разрешения заниматься в Академии художеств. Опекушин мастерскую учителя считал своей академией. При содействии учителя Опекушин получил вольную: за 500 рублей в 1859 году он стал свободным человеком. А в 1861 году в Преображенской церкви Санкт-Петербурга состоялось его венчание с Евдокией Гуськиной, дочерью государственного крестьянина.
В 1862 году первая награда: за работу над памятником Екатерине II в Петербурге молодой скульптор получает малую серебряную медаль Российской академии художеств и приглашение участвовать в создании грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. В 1872 году Опекушин создал серию портретов Петра Первого и его статую, за которую ему было присвоено почетное звание академика. Опекушин очень много работал, его творениями восхищались, а многие и сегодня вызывают восторг во всем мире, например, памятник поэту М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, генерал-губернатору Сибири Н.Н. Муравьёву-Амурскому в Хабаровске, известный всем россиянам, так как изображен на самой крупной рублевой купюре – пятитысячной.
Советская власть не оценила заслуг действительного члена Императорской Академии художеств и отняла у него и дом, и мастерскую. Больной и нищий скульптор в сопровождении дочерей вернулся в Рыбницы, где священник выделил им безвозмездно дом.
Опекушин умер в 1923 году и был похоронен рядом с родителями и братом. Скромная надгробная плита появились лишь в 1972 году, и только в 2012 году был воздвигнут достойный памятник из черного полированного гранита, на котором начертано: «Великому скульптору от благодарных потомков». Памятник был установлен на деньги ярославского спонсора, пожелавшего остаться неизвестным.
Текст: Ирина Ваганова
Фото: Ирина Ваганова, https://ru.wikipedia.org/wiki