Просветитель, драматург, философ, митрополит • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Просветитель, драматург, философ, митрополит

Его литературные труды и сегодня включены в читательский минимум филологов. Одну из созданных им пьес, которую называют древнейшей русской оперой, до сих пор ставят режиссеры. А философские и религиозные сочинения этого автора задают темы научных конференций и необычных культурных проектов. Для верующих он, прежде всего, – один из самых чтимых святых. Для историков – митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 по 1709 годы.

Имя в истории: Димитрий Ростовский.
Наследие: автор многотомных житий святых, догматических сочинений и апологетик, молитв, проповедей, духовных стихов и песен, театральных пьес на религиозные сюжеты.
Хронология: рубеж XVII-XVIII вв.
География: Киев, города Украины, Литвы и Белоруссии, Тобольск, Ростов Ярославской области. Мощи святителя Димитрия пребывают в Димитриевском храме Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом.
Дни памяти: 4 октября (день обретения мощей святого) и 10 ноября (день ухода Димитрия Ростовского из жизни).

Покровитель писателей и театральных деятелей
Главным литературным трудом Димитрия Ростовского стало составление «Четьих Миней» – многотомного сборника житий святых, над которым он работал более 20 лет. В этой книге, название которой можно перевести как «Чтения ежемесячные», Димитрий собрал жизнеописания всех святых за 17 веков христианства. Составление сборника потребовало немало труда: найти и проанализировать множество разрозненных источников, изложить материал живым и доступным языком. Выполнить такую грандиозную работу ему поручили старцы Киево-Печерской лавры, настоятель которой архимандрит Варлаам (Ясинский) хорошо знал Димитрия и высоко ценил его духовную настроенность, образованность и литературное дарование.

Книга была одной из самых издаваемых в России на протяжении нескольких поколений. Сложно сказать, какое еще духовное произведение имело такой же обширный круг читателей, как «Четьи Минеи». Влияние произведений Димитрия Ростовского на их собственное творчество и мировоззрение отмечали многие русские писатели. «Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» – говорил И.С. Тургенев. «”Четьи Минеи” святого Димитрия представляют собою неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Эта книга вечно живая, бессмертная», – писал А.С. Пушкин. Димитрию Ростовскому посвящали свои стихи и воспевавший русских самодержцев Михаил Ломоносов, и поэт-декабрист Вильгельм Кюхельбекер…

Кроме многотомных «Четьих Миней» и множества проповедей, Димитрий написал и ряд других произведений: исторических, богословских, духовно-нравственных, стихотворно-драматических. Свою литературную деятельность он считал таким же духовным служением, как и проповедь в храме.

Исследователи полагают, что Димитрий Ростовский создал также около 12 театральных пьес. Одним из первых таких произведений был музыкальный спектакль «Комедия на Рождество Христово», в наши дни восстановленный под названием «Ростовское действо». Его премьера состоялась в декабре 1702 года на сцене Ростовского архиерейского дома. В постановке, длившейся около 6 часов, участвовали 54 ученика из школы, которую митрополит Димитрий открыл в Ростове.

Герой этой драмы – обычный человек («Натура людская»), который мучается из-за своей грешной природы. Увидев новозаветную историю Рождества Христова, он осознает, что от жизни вечной его ничто не способно отрешить, и прославляет ее.

Наряду с библейскими персонажами, в пьесе были представлены аллегорические фигуры, олицетворяющие добро и зло, любовь и ненависть, мир и войну. В постановке звучали не только церковные песнопения, но и народные колядки, которые исполнялись в России, Украине и Польше. Возможно, что для некоторых фрагментов драмы музыку написал сам Димитрий Ростовский. Кроме всего, он придумал еще и яркие театральные спецэффекты – использовал приемы театра теней, включил в спектакль «эффект эха». В его постановке звучал голос из гроба, сверкали молнии и гремел гром…

Не удивительно, что спустя несколько столетий святителя Димитрия Ростовского своим покровителем считают учителя и учащиеся, писатели и театральные деятели.

Из семьи казацкого сотника
Родился Димитрий (в миру Даниил) в декабре 1651 года недалеко от Киева, в небольшом городе Макарове, в семье казацкого сотника Саввы Григорьевича Туптало. Был единственным сыном и самым младшим, четвертым, ребенком в семье. В 1662 году вместе с родителями Даниил переехал в Киев, где его отдали учиться в Киево-Могилянскую коллегию. Здесь он провел всего 3 года, но успел познакомиться с грамматикой греческого, латинского и славянского языков, получить понятия о риторике и пиитике (искусству стихосложения).

В 1668 году Даниил принял монашество в Кирилловском монастыре Киева и получил имя Димитрия в честь великомученика Димитрия Солунского. После пострига он 7 лет провел в Кирилловском монастыре, где много времени уделял самообразованию и научным занятиям: читал, переписывал книги, сочинял сам. Почти сразу Димитрий приобрел известность как талантливый проповедник. По благословению духовного начальства в 1675 году он покинул Кирилловский монастырь и стал проповедником в кафедральном соборе Чернигова, где был рукоположен в иеромонахи. Здесь он прослужил 2 года. А после 16 месяцев провел в разъездах, проповедуя в различных православных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии.

Со временем к священнику начали обращаться с просьбами стать настоятелем той или иной обители или церкви. С 1686 по 1700 годы Димитрий был настоятелем пяти монастырей на территории Украины. О нем уже говорили не только как о талантливом проповеднике, но и как о милостивом пастыре, которые помогает окрестным беднякам в неурожайные годы, используя монастырские запасы и свои личные средства.

В 1700 году Петр I поручает киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) найти ученого и способного к миссионерской деятельности служителя для занятия митрополичьей кафедры в Тобольске – тогдашнем центре обширнейшей Сибирской епархии. На эту должность выбирают Димитрия.

В роли митрополита Тобольского Димитрий прослужил недолго. В эти годы он уже работал на «Четьями Минеями», и ему требовались книги и рукописи, которые можно было найти лишь в столице. Узнав об этом и оценив важность труда, Петр I попросил подыскать священнику кафедру поближе к Москве. Димитрий получает назначение в Ростов в качестве нового митрополита на место скончавшегося.


«Пришел я к вам с любовью…»
На Ростовскую кафедру Димитрий прибыл 1 марта 1702 года. Он сразу же отслужил молебен в Зачатьевском соборе Яковлевского монастыря. В то время это был не самый известный и очень бедный монастырь на окраине города. Тем не менее, зайдя в единственный храм на территории этой обители, Димитрий указал в нем место своего будущего погребения, сказав словами из Псалтыри: «Се – покой мой, здесь вселюсь в век века». Ему действительно суждено было закончить земную жизнь в Ростове и быть погребенным именно в том месте, которое он обозначил. Кстати, это противоречило церковной традиции, согласно которой местом захоронения владыки должен служить кафедральный храм.

Сегодня Спасо-Яковлевский монастырь, расположенный на берегу озера Неро, – это самая известная мужская обитель Ярославской митрополии. Он был основан около 1390 года епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 годы. Долгое время монастырь именовался Зачатьевским – по названию своего главного храма, освященного в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
…Димитрий в своей первой речи к новой пастве сказал: «Пришел я к вам с любовью. <…> Я должен вразумлять бесчинствующих, утешать малодушных, заступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем. Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво, заботиться об общей пользе, всем тщательно искать спасения и о всех молиться». Владыка исполнил свой завет – он управлял епархией справедливо и никогда не прибегал к суровым мерам. При ужасающем невежестве и грубости нравов того времени он никого жестко не наказывал, не ссылал в отдаленные монастыри, как это было принято, не увеличивал налоги в пользу архиерейского дома с подвластного ему населения и духовенства. При этом много внимания уделял просвещению – а учить основам православной веры тогда приходилось не только простых людей, но и священников.

Скончался Димитрий 28 октября 1709 года, во время молитвы в келье. Согласно завещанию, он был погребен в Зачатьевском соборе. А в 1752 году на месте его погребения сгнили деревянные балки, и пол провалился. От упавших на гроб плит сдвинулась крышка. Оказалось, что ни мощи, ни одежда Димитрия не были тронуты тлением (о чем сохранился акт обретения мощей). Немало людей, приезжавших поклониться мощам, свидетельствовали о своем исцелении. И в 1757 году Димитрий Ростовский был причислен к лику святых. А в 1836 году Синод утвердил новое официальное наименование обители – Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Возвращение
Спустя почти три столетия имя Димитрия Ростовского вернулось в нашу жизнь – причем как духовную, так и культурную. Философские и религиозные сочинения святителя не только становятся предметом изучения специалистов, но и инициируют необычные творческие проекты.

В 1982 году была поставлена опера «Ростовское действо» – ровно через 280 лет после премьеры в школьном театре, созданном Димитрием Ростовским. Музыкальную партитуру произведения восстановил авторитетный музыковед профессор Евгений Левашев, а сам спектакль возродил знаменитый режиссер Борис Покровский – создатель и руководитель Московского академического камерного музыкального театра. По сути, была создана настоящая театральная мистерия. Успех этой постановки был грандиозным. Оперу захотели увидеть театры других российских городов, а также Великобритании, Германии, Италии и других стран. В Театре Покровского она и сегодня занимает главное место в репертуарной афише.

А несколько лет назад один из знаменитых трактатов Димитрия Ростовского «Об образе Божием и подобии в человеке» заинтересовал ярославских искусствоведов. В результате сначала была создана выставка, а сегодня готовится постоянная музейная экспозиция с необычным названием – «Спор о бороде».

Это сочинение Димитрия Ростовского появилось в связи с введением Петром I в 1699 году обязательного бритья бород в России. Носить бороду разрешалось, лишь заплатив специальную пошлину. Все это шло вразрез с традиционными представлениями. Усы и борода всегда считались обязательным признаком православного человека. «Без бороды и в рай не пустят» – гласила народная пословица. Не удивительно, что однажды митрополит Димитрий Ростовский, возвращаясь после службы из ярославского Успенского собора в свои палаты, услышал вопрос: «Почему нас лишают образа и подобия Божьего?» Двое ярославских мужчин – по виду не раскольники и не древние старцы – обратились с этим жизненно важным для них вопросом к владыке.

Митрополит Димитрий был настолько озадачен разговором, что зафиксировал его. А позже написал целый трактат, который неоднократно переиздавался. «Не в браде и в зримом лице человеческом состоится образ Божий и подобие, но в невидимой душе…» – писал митрополит. Это произведение, а также ряд других экспонатов уже в декабре этого года можно будет увидеть в новой постоянной экспозиции Ярославского художественного музея, которая займет 3 зала в здании Митрополичьих палат.

А Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь разработал историко-образовательный проект – мобильную выставку «Жизнь, труды и эпоха святителя Димитрия Ростовского». Передвижная экспозиция, в которую войдут архивные фотографии, оригинальные живописные полотна и прижизненные издания книг митрополита Димитрия начала XVIII века из собрания Спасо-Яковлевского монастыря, будет представлена в течение весны-осени 2018 года в нескольких городах Ярославской области. Вход на выставку сделают бесплатным. А после этого грандиозного турне экспонаты займут постоянное место в монастырском музее – его планируют открыть в конце 2018 года. ■

 Материал подготовила:  Лора Непочатова
 фото:  Павел Рубцов, из архива Спасо-Яковлевского монастыря, из собраний ГМЗ «Ростовский кремль»
и Ярославского художественного музея