Ярославцы встретились на Северном полюсе • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Ярославцы встретились на Северном полюсе

Дарья Ваганова знакома постоянным читателям журнала «Элитный квартал» как один из авторов рубрики «Записки путешественника», в которой она делилась своими отпускными впечатлениями.

Последние полтора года путешествия по всему миру стали ее работой — буднями корреспондента RT (Russia Today) на французском языке (18+). Дарья — коренная ярославна, но уже больше 10 лет живет в Москве. После окончания школы № 42 с углубленным изучением французского языка поступила в МГЛУ на переводческий факультет.

Как корреспондент RT на французском языке она побывала в Северной Корее, Индии, Китае, Вьетнаме, Саудовской Аравии, США и других странах. В августе прошлого года ее командировали в Арктику, куда на «Ледоколе знаний» при поддержке госкорпорации «Росатом» и Российского общества «Знание» отправились талантливые школьники и студенты. И в этом уникальном путешествии оказалось пятеро ярославцев: победители Всероссийского конкурса «Большая перемена», учащиеся лицея № 86 — Дарья Королева и Даниил Смирнов, а также известные путешественники из Ярославля Богдан Булычёв и его оператор Антон Го-ликов.

Что такое арктическое путешествие на «Ледоколе знаний», о котором грезят все современные школьники, а главное, что такое Северный полюс, Дарья рассказала журналу «Элитный квартал».

Дарья, для советских людей попасть на Северный полюс было запредельной мечтой, сравнимой разве что с полетом в космос. Как попадают на Северный полюс в наши дни?

Россия – единственная страна в мире, у которой есть атомный ледокольный флот. Наш первый ледокол «Ленин» был спущен на воду в 1959 году. Основная задача ледокола – проводить суда зимой по Северному морскому пути, где все по-крыто льдами.

С 1993 года, чтобы ледоколы летом не простаивали, запустили туристические рейсы. Там есть все условия для комфортного путешествия. Например, ледокол «50 лет Победы», на котором ходили мы, не имеет никакого намека на туризм. Даже каюты подписаны должностями: «старший механик», «старпом» и так далее. Во время туристических круизов экипаж спускается на нижние ярусы ледокола, предоставляя каюты путешественникам.

С 2019 года «Росатом» организует для талантливых школьников и студентов начальных курсов экспедиции на Северный полюс. Это поддержка детей, одаренных в точных науках, и воспитание кадров. «Ледокол знаний» – образовательная экспедиция, насыщенная учебной программой: лекциями, мастер-классами, кино-показами, научными играми и так далее.

Попасть на ледокол можно благодаря таким проектам, как «Большая перемена». Двое старшеклассников из ярославского лицея № 86 – 10-классник Даниил Смирнов и 11-классница Дарья Королева попали на ледокол, как победители этого проекта. Даша сейчас учится в Москве, в РАНХиГС.

Пятый круиз в 2024 году впервые стал международным. Были участники из Венгрии, Монголии, Казахстана, Индии, Китая, Туниса, Ира-ка. Арктический путешественник Богдан Булычёв с оператором Антоном Голиковым в рамках проекта «Экспедиция «Россия-360», который поддержал президент, испытывал новый российский вездеход. Богдан сам родом из Магадана, но живет в Ярославле.

Я и моя коллега-оператор Александра Мамаева были как представители СМИ. Перед нами стояла задача: снять несколько новостных сюжетов о достижениях в освоении Северного полюса, сам ледокол и участников экспедиции, а также сделать об этом документальный фильм. Задача непростая, но очень интересная! Скажу наперед: все получилось! Мы провели на ледоколе 10 дней без связи: она пропала через 2 часа, как отошли от Мурманска.

Что значит достичь Северного полюса?

Экспедиция длилась с 13 по 22 августа. Путь до Северного полюса занял 4 дня. Капитан хотел достичь Северного полюса именно 17 августа: впервые в истории мореплавания советский атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса 17 августа 1977 года. И 17 августа, в 00 часов 50 ми-нут, мы прибыли на Северный полюс. Сам процесс прибытия очень интересный. Северный полюс – это не суша, да и Арктика не материк. Сам полюс – это точка в Северном Ледовитом океане с географическими координатами – 90 градусов северной широты. Зимой там может быть льдина без опознавательных знаков, а летом плескаться вода.

Мы с оператором стояли в этот момент в капитанской рубке, готовые снять стендап о достижении полюса: оператор держала ка-меру на экране с точками координат, и, как только мы достигли точки 90 градусов и капитан дал гудок, камера резко перешла на меня. В общем, как часто бывает, был шанс лишь на один дубль. И он получился. Участники экспедиции в это время уже до-вольно долго находились на палубе в ожидании достижения точки 90 градусов.

После достижения точки Северного полюса начинается основное: найти большую льдину, где мы сможем высадиться. Поскольку этот рейс был детским, нас всех отпустили спать, а программа на Северном полюсе началась утром. Когда же случаются туристические рейсы, пассажиры выходят на льдину прямо ночью. Ведь летом на Северном полюсе полярный день, и всегда светло, как в 12 часов дня. Но до подходящей льдины пришлось отплыть на 3 градуса, до отметки 87.

Сколько времени участники провели на Северном полюс и что там делали?

Мы там провели шесть часов. На льдине установили временную табличку «Северный полюс 90 градусов», которую всегда возят с собой и устанавливают для фотосъемок. Разбили временный лагерь для проведения мероприятий. У детей был «Самый северный лекторий», на котором они задавали вопросы капитану. Богдан Булычёв с Антоном Голиковым испытывали новый российский вездеход, который специально для этого везли на борту ледокола. Взрослым же участникам экспе-диции (экспертам, журналистам, членам экипажа) было приготовлено другое развлечение: окунуться на Северном полюсе в Северо-Ледовитом океан! Для этого прорубили полынью, дежурил реаниматолог. Я окунулась, чтобы оператор мог снять этот момент и вставить в сюжет.

Потом забивали таблички-указатели с расстоянием от Северного полюса до своего родного города или страны. Ребята из Ярославля установили табличку с названием нашего родного города, а я — с расстоянием от Северного полюса до офиса телеканала RT на французском. Конечно, мы это тоже снимали для сюжета.

Ярославские школьники привезли с собой флаг Ярославской области. Таблички, которые мы забили на Северном полюсе, увезли с собой обратно, потому что Арктика – заповедная зона.

Даша Королева и Даниил Смирнов, учащиеся ярославского лицея № 86.

Что на вас еще произвело впечатление в путешествии?

Обратный путь был потрясающий по красоте. Мы шли через Землю Франца – Иосифа, северный кластер национального парка «Русская Арктика». Это архипелаг из 192 островов, абсолютный заповедник. Меня больше всего поразило, что он входит в состав Архангельской области в виде территориальной единицы. Мы видели моржей.

Там нет населения, и 80 процентов архипелага покрыто льдами. Но там есть метеорологическая станция и госинспекторы заповедника. С нами на борту были 3 инспектора. Когда мы спускались на лед, они стояли по периметру с ружьями и охраняли нас от белых медведей. Там же все белое, и еще идет снег, поэтому белого медведя можно просто не увидеть, когда он выйдет из марева. Я спрашивала госинспектора, а что делать, если выйдет медведь? Он ответил: «Я передам информацию по рации, и вас всех загонят на ледокол». Стрелять в медведя можно лишь в случае его агрессивного поведения и попытки напасть. Белые медведи занесены в Красную книгу. Поэтому лучше пересидеть на палубе, подождать пока мишка уйдет, чем нанести ему вред. Сами госинспекторы шутят, что защищают медведей от людей, чтобы мы их не испугали.

Госинспектор национального парка «Русская Арктика» Михаил Корельский 51 раз побывал на Северном полюсе. Я спросила: «Михаил, 51-й раз как ощущается?» Он говорит: «На самом деле, всегда разные эмоции и всегда разные люди». Сейчас образовательная экспедиция с детьми, а еще есть туристический рейс. Михаил Корельский – автор и ведущий мастер-класса по лепке белого медведя из полимерной глины. Имя Михаила Корельского занесено в Книгу рекордов России. Я приняла участие в его мастер-классе по лепке белых мишек и была в восторге. Мишки у меня получились очень красивые.

А кто ездит в туристический круиз на ледоколе?

Пройти на ледоколе до Северного полюса стоит 40 тысяч долларов – более 4 миллионов рублей. До пандемии не было от-боя от иностранцев. Капитан нашего ледокола Руслан Сасов рассказывал, что много лет, из года в год, из Англии приезжал постоянный клиент – совсем старенький лорд в сопровождении гарсона. Лорд практически не выходил из своей каюты. Просто ему нравилось ездить на Северный полюс. Однажды он не приехал, и команда поняла, что его не стало.

Сейчас путешествуют на ледоколе, в основном, китайцы и русские. Ледоколы не пустуют. Во время туристических круизов на площадке ледокола стоит вертолет, и за 100 тысяч рублей желающие могут облететь на нем архипелаг Земля Франца-Иосифа и даже высадиться на одном из островов, а госинспекторы следят, чтобы люди шли безопасными тропами.

Спасибо, Дарья. Удачи вам и успехов каналу RT! ■

Текст: Екатерина Пятунина

Фото: Дарья Ваганова