Михаил Крупин. Ярославль с высоты птичьего полета • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Михаил Крупин. Ярославль с высоты птичьего полета

К интервью для журнала «Элитный квартал» президент Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение туриндустрии «Золотое Кольцо» Михаил Крупин подошел масштабно. Вместо традиционной встречи в ресторане, он предложил пролететь на вертолете над основными городами «Золотого кольца» и в небе, любуясь красотами истинной России, побеседовать о развитии туристического бизнеса в регионе. Мы, не раздумывая, согласились.

Михаил Львович, как изменилась психология туриста за последние годы?
Принципиально поменялся формат туризма. Раньше мы рассчитывали на то, что туристов нам будут привозить целыми автобусами, а сегодня мы наблюдаем бум индивидуального туризма. Мы живем в эпоху интернета, поэтому каждый человек, не выходя из дома, может забронировать отель, купить билеты на поезд или самолет, заказать ресторан, составить собственную туристическую программу. Туриста интересует полное погружение в уникальную городскую среду. Если мы говорим про исторический и событийный туризм, то нужно показать не только уникальную архитектуру, местный колорит, аутентичные костюмы, надо еще и задействовать вкусовые рецепторы гостей, провести гастрономическое знакомство с регионом. Мы – те, кто работает в сфере гостеприимства, – должны адекватно реагировать на новые потребности людей и меняться, предлагая уникальные туристические продукты. А развитие туризма неизменно благотворно скажется на развитии экономики региона в целом.

Насколько вы готовы работать с индивидуальными туристами?
Я считаю, что на сегодняшний день все серьезные участники процесса – это туроператоры, турагентства, туристические центры – готовы. Но нам нужно создать единый продукт. Так, во всех городах «Золотого кольца» мы хотим открыть агентства по развитию туризма в формате DМО (Destination Management Organisation) на базе австрийской программы «Ферател». В течение двух лет австрийцы с немцами совершили прорыв: из конца десятки поднялись на 4–5-е места по количеству туристов и по качеству туристического продукта. Кроме того, сотрудничая с «Ферателом», мы получаем доступ к клиентской базе всей Европы. В структуру агентства по развитию туризма входят 4 блока. Первый – интерактивный портал, позволяющий и бронировать, и совершать виртуальные путешествия, и иметь полное представление о дестинации. Второй – само помещение информационно-туристического центра в виде агентства по развитию туризма. Третий – смарт-телевидение, транслирующее 24 часа в сутки видео с этого исторического места и вещающее для двух миллиардов человек. Четвертый – единая карта гостя, которая дает скидки в музеях, отелях и ресторанах.

Можно ли сказать, что сегодня на рынке сложно представлять один город? Чтобы выдержать конкуренцию, нужно объединяться?
Если мы говорим про внутренний туризм, то для таких городов как Ярославль, Ростов и Переславль основным рынком является Москва и Московская область. Соответственно, на выходные дни приходятся пики и полупики по загрузке гостиниц. Но если нам интересен международный рынок, то отдельно городами его не завоевать. У нас не пляжный отдых, а исторический и событийный туризм.

Соответственно, в каждом городе гость может насыщенно провести двое – максимум трое суток. Сложность еще и в том, что российскую визу получить достаточно трудно. Минимум 20 дней уходит на рассмотрение документов. Поэтому, если европеец или, например, китаец приезжает в Россию, то он хочет провести тут не день или два, а 5-10 дней. Значит, мы должны подготовить туристический продукт на 5-10 дней. Так появился проект «Золотое кольцо». В Золотое кольцо входят 9 городов: Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Иваново, Ростов. Годом рождения Золотого кольца можно считать 1967 год, когда появился очерк журналиста Бычкова, проехавшего по этим городам и давшего название маршруту и, как мы теперь считаем, самому бренду. Как туристический продукт маршрут по Золотому кольцу был известен еще в советские годы. Он как раз был рассчитан на 10 дней. Мы поняли, что для успешного продвижения единого бренда необходимо было «брендировать» и все составляющие этого маршрута. Сейчас у нас все 9 городов – бренды, имеющие под собой историческую, географическую и даже гастрономическую основу. Все вместе они дают формат Pure Russia – «чистая, истинная Россия», которая так привлекает иностранцев. Кострома, например, торговая столица, Ростов – духовная, а Сергиев Посад – православная столица России, или «русский Ватикан». Ярославль же – столица Золотого кольца. С точки зрения туристической привлекательности у него большой плюс – великая река Волга и уникальная набережная. Да и по туристическому потоку Ярославль – лидер.

А для иностранцев «Золотое кольцо» – это знакомый термин?
Для большинства иностранцев Россия – это большое черное пятно на карте мира. Есть два светлых пятнышка – Санкт-Петербург и Москва. Есть более или менее знакомые зоны. Например, Алтай. Все благодаря тому, что Алтай сегодня очень активно позиционирует себя на всех международных туристических выставках. В это вкладываются бюджетные средства, и есть поддержка губернатора Алтайского края, который лично представляет край на туристических выставках и форумах. Ну и примерно на таком же уровне иностранцам знакомо Золотое кольцо. Бренд был очень хорошо развит в Советское время, потому что он продавался страной. А сейчас Золотое кольцо – это 6 субъектов Федерации, но каждый из них в отдельности работает недостаточно хорошо, а то и вовсе плохо. Давно никто не представляет единое «Золотое кольцо» на зарубежных выставках, все субъекты представлены по отдельности. Сегодня мы пытаемся на уровне бизнеса объединить усилия. И на выставках на базе нашего субъекта федерации показать весь бренд «Золотое кольцо». Это очень важно для продвижения на международном рынке.

Но согласитесь, что путешествовать по России гораздо дороже, чем по Европейским странам, не говоря уже о Востоке?
Если говорить о гостиницах, то Ярославль – это единственный город, который соответствует всем международным стандартам по количеству отелей на душу населения. Безусловно, для групп все гостиницы предлагают специальные цены. Но даже для индивидуального туриста цены на проживание в отелях ярославского региона очень комфортные. Однако нужно учитывать, что сегодня очень востребованы хостелы и 2-3-звездочные гостиницы. Надо понимать, что мы не курортная зона, люди не живут у нас неделями. Обычно туристы бронируют номер на 1-2 дня, целый день они изучают город, вечером ужинают в кафе или ресторанах, а в номер приходят просто, чтобы переночевать. Поэтому сегодня мы строим хостелы или 2-звездочные гостиницы. Иногда даже микс – на первом этаже располагается хостел, а на втором гостиница 2 звезды. А за основу берем европейский формат.

Расскажите о ваших главных и самых интересных, на ваш взгляд, проектах?
Моя позиция такова – на рынок надо представлять уникальный продукт.
Когда мы определились, что наш продукт на туристическом рынке – это Золотое кольцо, мы прописали стратегию, причем для каждого города она своя, но выстроена в едином векторе. Проектов у нас много. В этом году мы выпускаем путеводитель по Золотому кольцу. До этого подобного издания попросту не существовало. За основу мы взяли европейский формат путеводителя, и планируем выпустить его не только на русском, но и на английском языке.

У нас есть мечта сделать фильм про Золотое кольцо, который мы сможем показать на мировом пространстве. Сегодня мы работаем с отечественными компаниями, а также имеем контракт с BBC. Это очень важно для позиционирования России за рубежом, ведь у нас великая страна и великая история. И нам нужно научиться продавать наш собственный уникальный туристический продукт.

И главный наш проект – это русский парк «Золотое кольцо», который мы планируем создать к 50-летию Золотого кольца в столице Золотого кольца – Ярославле, к 2017 году. Мы выбрали формат парка миниатюр – интерактивный музей под открытым небом. Наша главная цель – повышение комфорта и качества городской среды. Парк будет рассчитан не только на туристов, но и на жителей Ярославля. Будут созданы все условия для полноценного семейного отдыха в историческом центре города. Мы хотим разместить парк в Михайловом поле. Это место идеально подходит для нашего проекта – близость реки и исторических памятников придают особый колорит этому

пространству. Здесь веками проходили народные гуляния. Парк – это уникальная туристическая инфраструктура, и, конечно же, новое, комфортное общественное пространство. Здесь будут представлены миниатюры 8 городов Золотого кольца, а Ярославль станет как бы живой декорацией и получит особые преференции как столица Золотого кольца. Например, гости, которые приезжают в Ярославль на теплоходах, не имеют возможности посетить все города Золотого кольца, но могут увидеть основные достопримечательности городов в миниатюре в Ярославле. В парке будут созданы 3 тематические зоны – познание культуры, познание истории и познание природы. Так что здесь будет интересно всем.

Какие инвестиции будут направлены на этот проект? Это будут частные деньги или бюджетные?
Мы уже сделали инвестиционный проект и определились с пулом инвесторов. Парк будет строиться на частные деньги. Объем инвестиций мы оценили в 511 миллионов рублей. От городских властей требуется только выделить земельный участок в аренду под благоустройство. Михайлово поле идеально подходит еще и тем, что там запрещено капитальное строительство, а миниатюры – это не капитальное строительство.

Вы чувствуете поддержку властей?
Я думаю, что на уровне области есть понимание, что туристическая сфера – это приоритетное направление в экономике региона. К сожалению, денег из бюджета выделяется очень мало, но сил вкладывается достаточно. Хочу отметить работу руководителя агентства по туризму Правительства Ярославской области Юлии Ветошкиной. Кроме того, в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года выделено 4 стратегических приоритета, куда входит развитие туризма. Есть хорошая федеральная программа по развитию туризма. Но этого мало. Нужно обязательно вкладывать бюджетные деньги в продвижение. Я специально привел пример австрийцев и немцев, которые вкладывают деньги в систему продаж. И на всех больших и малых совещаниях разного уровня я говорю, что Ярославлю и Ярославскому региону повезло. Наша нефть и наш газ – это наши исторические и культурные ценности. Нам не нужно ничего создавать. Нам нужно лишь научиться продавать.

Фестивали тоже помогают продавать туристический продукт?
Многие говорят, что цель фестиваля – заработать деньги. Нет. Цель фестиваля – это продвижение региона. На уровне субъекта федерации было принято решение, что в каждом городе должно быть свое событийное мероприятие. При этом по времени они не должны конфликтовать друг с другом. В этом году появилось 2 новых фестиваля в Ростове. Первый – «Великая Ростовская уха – X веков традиций». В формате фестиваля мы варим уху по старинному княжескому рецепту в огромном 300-литровом котле. В этом году к нам приехало 20 команд из разных городов России. Команды состояли из 7-10 человек. Часть команды занималась приготовлением ухи. Причем все были в абсолютно равных условиях. Всем участникам выдали только котел, дрова и воду. А вторая часть команды на сцене участвовала в творческом конкурсе. Нужно было сделать небольшую презентацию команды и исполнить свою версию матросского танца «Яблочко». В этом году «Яблочко» в Ростове танцевали 4 мэра города, депутаты разного уровня. Каждая команда сварила по 20 литров ухи за 2 часа, соответственно на фестивале мы раздали гостям 700 литров ухи. «Ростовская уха» вызвала огромный интерес у жителей города.

Второй ростовский фестиваль – «Лукова Ярмонка». Вообще в мире проходит 4 луковых фестиваля – в Берне, в Веймаре, в Вальсе, ну и главный, конечно же, в Ростове. Уже сейчас у нас более 50 заявок на торговлю, большое количество творческих коллективов тоже хотят приехать в Ростов и поддержать нас, выступив на сцене.

В этом году мы открыли в Ростове туристический центр «Щучий двор». Он включает в себя несколько составляющих. Первый зал посвящен знаменитому ярославцу Леониду Сабанееву – зоологу, натуралисту, издателю, популяризатору рыболовного дела. Здесь посетители смогут познакомиться с уникальными экспонатами, а также рыбацкими байками и рецептами от Сабанеева. Расписной Басенный зал посвящен «Повести о Ерше Ершовиче». А историко-театральная программа «По щучьему веленью» расскажет о персонажах сказки, родившихся на ростовском озере Неро, и о героях дохристианских сказаний – мифических рыбах, рыбах-птицах, рыбах Верхнего и Нижнего мира. В уникальном Президентском кабинете посетитель узнает о том, как в разные времена рыбачили руководители государства – от царей и генеральных секретарей до действующего Президента. Здесь представлены уникальные экспонаты, документы и фотографии из личных архивов героев экспозиции. «Щучий двор – народная академия ухи» уже сотрудничает с ростовским рыбацким сообществом, которое будет поставлять свежие истории и свежую рыбу, а также делиться новыми способами лова, которые станут достоянием всех гостей.

Да, проектов у вас много и все они по-своему уникальны. Но мне хочется понять, зачем вам лично все это нужно? Наверняка вы уже давно могли бы забыть про работу и жить в свое удовольствие?
То есть вы мне предлагаете дауншифтингом заняться? (Смеется.)
Собственно, вот я тоже иногда думаю, все наши проекты – это уже дауншифтинг или еще бизнес? Вот бывает,
посмотришь на проект и думаешь, что, скорее всего, это дауншифтинг, а начнешь его реализовывать, оказывается, что выстраивается бизнес. Если говорить серьезно, то я очень люблю свой родной город, свой регион. Много лет назад я уехал из Ярославля и занялся большой экономикой. Но я всегда мечтал вернуться в родной город. Я думаю, что любому мужчине неинтересно просто сидеть на даче и выращивать огурцы. Нужно что-то делать, создавать. Вместе со своей командой мы провели серьезный анализ экономики региона и поняли, что Ярославль реально может стать лидером среди 6 субъектов федерации. Бренд «Ярославль – столица Золотого кольца» – это то, что помогает региону продвигаться на внутреннем и международном рынках. Туристическая индустрия пронизывает все отрасли экономики. Средний турист за 3-4 дня тратит 1000 долларов США. Ярославская область принимает 2 миллиона туристов в год, при наличии квалифицированного туриста экономика области может получить около 2-х миллиардов долларов, а это 20% регионального валового продукта. Наша команда – это группа единомышленников, которых объединяет любовь к родине. Каждый из нас мог бы уже давно все бросить и жить себе спокойно. Но нам так неинтересно, мы все время придумываем что-то новое, вкладываем в проекты деньги, создаем новые туристические продукты. Ну а так… Конечно это все дауншифтинг.(Смеется.)