В стиле петровского барокко • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

В стиле петровского барокко

Церковь Петра и Павла – один из самых удивительных и красивых храмов города и единственный памятник в стиле петровского барокко в Ярославле. Она была возведена в XVIII веке при Ярославской Большой мануфактуре. Каменный двухэтажный храм напоминает, но не копирует знаменитый Петропавловский собор Петербурга, построенный архитектором Доменико Трезини.

Официальное название: церковь Святых Апостолов Петра и Павла.
Статус: вновь действующая с 1999 года.
Хронология: храм возведен в 1736 – 1742 годах. Закрыт в 1929-м. Возвращен Русской православной церкви в 1997 году.
Состояние: первоначальный внешний облик с некоторыми утратами сохранился, сейчас ведутся внутренние восстановительные работы.
Адрес: г. Ярославль, Петропавловский парк, д. 25а.
Сайт: http://hram-petrapavla.ru

Ярославская Голландия
Основание Ярославской Большой мануфактуры в 1722 году стало новой точкой отсчета в судьбе города – именно тогда началась история промышленного Ярославля. По сути, 300 лет назад на территории нынешнего Красноперекопского района стали строить европейский город с высокотехнологичным производством, соответствующей инфраструктурой, новой системой мотивации рабочих, архитектурой и парками в западном стиле.
Преобразование болотистых земель за Которослью связано с реформами Петра I. Новой империи требовались не только собственный флот и армия, но и собственная промышленность. По указу царя в Ярославле и начало работать первое крупное предприятие – Ярославская полотняная мануфактура. Со времен Екатерины II и до середины XIX века именно эта мануфактура будет поставлять столовое белье к императорскому двору.
Задумав свою грандиозную стройку, Петр лично ее курировал: приезжал в Ярославль шесть раз, вел переговоры с местным купечеством и из всех потенциальных кандидатов на роль основателя предприятия выбрал купца гостиной сотни Ивана Затрапезнова.
Для начала Иван был отправлен царем в Голландию «учиться холщовому делу». После возвращения Затрапезнов вместе с братьями получил землю на Кавардаковском ручье (сегодня он носит название Зеленцовского). Здесь в 1722 – 1731 годы совместно с обрусевшим голландским предпринимателем Иваном Тамесом они и создали крупнейшую текстильную фабрику, производившую полотняную, шелковую и суконную ткани. Тамес через несколько лет вышел из числа учредителей компании.
Иван Затрапезнов привез в Ярославль некий европейский дух, западную культуру. При нем в 1722 – 1731 годы на территории мануфактуры разбили регулярный сад в голландском стиле. Восемь аллей сада расходились от общего центра подобно лучам солнца. Липы сюда специально завезли из Англии. В центре парка находился деревянный павильон, а на пересечении дорожек располагались фонтаны и скульптура. На территории парка был построен господский дом – также в голландском стиле. Центральная часть его была двухэтажной.
При строительстве мануфактуры по течению Кавардаковского ручья были сделаны запруды для работы водяных мельниц – так образовался каскад прудов. Всего их 5. На прудах, за пределами центральной части, выполаскивали ткани. А на лугу эти полотна выбеливались под лучами солнца. Центральный пруд стали называть зеркальным: в нем и сегодня отражается церковь Святых Апостолов Петра и Павла.

Как не строили никогда раньше
Церковь Петра и Павла была возведена при Ярославской Большой мануфактуре в 1736 – 1742 годах на средства самого Ивана Затрапезнова. Освящалась она в 2 этапа. В 1737 году теплая церковь первого этажа была освящена во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. После окончательного обустройства храма в 1744 году холодную церковь на втором этаже освятили в честь апостолов Петра и Павла.
Ивану Затрапезнову было не суждено увидеть храм завершенным: в 1741-м он скончался. Был похоронен под папертью построенной им церкви.
Композиция Петропавловского храма впервые в Ярославле отходит от традиционной крестово-купольной системы. Здание в плане вытянуто и разделено столбами на 3 нефа. В западноевропейской архитектуре такой тип называли «зальным», в нем, в отличие от базилик, средний и боковой пролеты равны по высоте.
Автор проекта церкви не известен. Можно предположить, что это был один из последователей Доменико Трезини – создателя собора Петропавловской крепости, Летнего дворца Петра I и Здания 12 коллегий в Санкт-Петербурге. По рисунку архитектурных деталей, по формам фасадов и куполов ярославская церковь и Петропавловский собор в Петербурге необычайно похожи. Но есть и отличия. Храм в Петербурге производит впечатление большей стройности и устремленности ввысь. Ярославский – более приземленный и массивный, напоминает ратуши северных городов Европы. Уступает своими размерами и колокольня – длина ярославской 73 метра, а шпиль петербургской равен 112 метрам.
Новая церковь при Ярославской Большой мануфактуре, с одной стороны, стала вечным напоминанием о преобразователе России Петре Великом, которого Иван Затрапезнов глубоко почитал и чей новаторский дух привнес в Ярославль. С другой стороны, храм, отличавшийся от всех, что строились прежде, безусловно, стал второй доминантой Ярославля. Он обозначил промышленный центр города, который отчетливо стал противопоставляться традиционной его части, где доминантой служил Успенский собор на Стрелке.
В 1880 году в церкви Петра и Павла проводились значительные поновительные работы на средства новых владельцев Ярославской Большой мануфактуры. Стены храма расписали «под вид дикого мрамора», покрыли позолотой иконостас, поставили новые иконы, сделали чугунные полы. К потолку верхней паперти был прикреплен лепной ангел с небольшим стеклянным (по другим источникам – хрустальным) паникадилом. А в 1901 году здесь выложили новый пол из метлахской плитки, которая сохранилась и до наших дней, в теплой церкви поставили новые печи, а в алтаре соорудили два камина.
Самым замечательным украшением интерьера верхнего храма на протяжении всей его истории оставался барочный трехъярусный иконостас – с тончайшей резьбой, вызолоченный червонным золотом. Он не раз ремонтировался, при этом его первоначальный облик и стиль тщательно сохранялись. В советское время этот иконостас был утрачен, остались лишь его фотоизображения.
В 1995 году Петропавловская церковь и прилегающий к ней парк были внесены в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Изучение истории храма продолжается и сегодня. В этом году в июне прошла конференция, посвященная 275-летию со дня освящения церкви Петра и Павла. И уже совсем скоро город отметит еще одну важную дату – 300-летие Ярославской Большой мануфактуры.

Не исчезающий лик
В 1918 году Ярославская Большая мануфактура была национализирована, что отразилось на материальном положении Петропавловской церкви. А в 1929 году (по другим версиям – еще раньше, в 1922-м) ее и вовсе закрыли. При большом скоплении народа сбросили крест. В том же году разрушили царские врата и надгробие на могиле основателя Ивана Затрапезнова.
При закрытии храма был жестоко избит его настоятель Михаил Невский. Он чудом остался жив, несколько лет прослужил в соседней Донской церкви, но не избежал участи многих священнослужителей того времени – в 1931 году был обвинен в сотрудничестве с контрреволюционной церковно-монархической организацией и приговорен к 5 годам тюрьмы, о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Здание Петропавловской церкви использовали как клуб. На нижнем этаже разместили пионерский кружок и школу кройки и шитья, на втором – оборудовали кинозал. Внутреннюю планировку помещения исказили: заложили оконные проемы, убрали иконостас, забелили фрески. Многие иконы и церковная утварь именно в те годы были утрачены навсегда.
В 1943 – 1947 годах церковное здание стало местом пребывания немецких военнопленных, которые работали на фабрике «Красный Перекоп» и привлекались к другим работам. После Великой Отечественной войны внутренние помещения вновь переделывали, в частности, в алтаре обустроили сцену. В самом здании проводили танцевальные вечера и устраивали свадьбы.


В годы оттепели, когда отношение государства к церковным сооружениям стало меняться, Петропавловскому храму присвоили статус памятника архитектуры. Правда, на судьбе здания это никак не отразилось: его по-прежнему использовали исключительно для развлекательных мероприятий. Но чиновники обратили внимание на прилегающий к церкви парк, в конце 1980-х даже появился проект его реставрации. В работе участвовали искусствоведы, реставраторы, специалисты садово-паркового искусства. В числе тех, кто бился за восстановление парка, был и академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Из-за начавшегося политического и экономического кризиса проект не был воплощен, но тем не менее кое-какие работы выполнили: восстановили аллеи Петропавловского парка, расчистили пруды, обустроили газоны.
В 1997-м храм наконец вернули Русской православной церкви. Началось его восстановление, в 1999-м здесь возобновились службы. Над захоронением Ивана Затрапезнова (оно, как ни удивительно, сохранилось!) поставили новую надгробную плиту. В 2009 году на колокольню церкви установили массивный позолоченный крест. Сегодня внешне храм отреставрирован, продолжаются внутренние восстановительные работы.
Многие предметы убранства церкви, создававшие ее особую атмосферу и неповторимый образ, обнаружить так и не удалось. Например, ничего не известно о старинной люстре из слоновой кости, украшавшей храм. Зато сохранилось выполненное также из слоновой кости изображение Петра и Павла – сегодня оно хранится в Ярославском музее-заповеднике.
Символична судьба одной из фресок церкви с изображением святителя Василия Великого, расположенной в алтаре верхнего храма. В советское время ее пытались смыть, стереть, заштукатурить, но полностью уничтожить не смогли: лик святого проступал сквозь все наслоения вновь и вновь…

Текст: Лора Непочатова Фото: Ирина Штольба